Последнее обновление: 14 января 2025 в 23:42
Подпишитесь на RSS:

Татьяна Кириллина. В разных жанрах — о главном (статья из журнала «ВОДА ЖИВАЯ»).

22 ноября 2016

Новая книга игумена Силуана (Туманова) не избегает неудобных, дискуссионных вопросов, а порой и сама провоцирует на спор и раздумья.

 siluan51

 

В основном это авторские колонки, «пестрые заметки», размышления разных лет. Один из разделов включает тексты проповедей. Своеобразный контрапункт — раздел «Статьи и доклады», где сущность православной веры изложена обстоятельно и не для «чайников». В этот раздел включены даже статьи, написанные автором для энциклопедии. Их язык контрастирует с разговорным тоном остальных текстов, но если читателю прямо тут же, в процессе чтения, необходимы обстоятельные пояснения, что означает тот или иной термин, какой смысл вкладывает в него Церковь, лучше проштудировать этот раздел книги, а не лезть в «Википедию».

Главная идея, которую хочет донести до читателя автор, — чтобы быть настоящим членом Церкви, необходимо просвещение. Причём речь идет не столько о сумме знаний, сколько о христианском просвещении, о взращивании в себе христианина. Ведь нередко — и отец Силуан отмечает это — люди внешние, обвиняющие Церковь во всех грехах, весьма образованны, а те, кто клеймит за «недостаточное православие» своих единоверцев, имеют и духовное образование.

«Разве истина, и, как результат, спасение, — спрашивает отец Силуан, — зависит вообще от количества богословских знаний?» Среди святых, как мы знаем, были люди и высокоучёные, и едва грамотные. Но объявить знание о вере ненужным — тоже нельзя: «Церкви есть что сказать о Боге». Что же делать, как найти золотую середину? «Христос позвал — откликаемся в тех условиях, которые есть. Не осуждая других и не требуя от них совершенства. Все мы неправы перед Христом», — отвечает на этот вопрос автор.

И если православный внимательно читал Евангелие, он должен понимать, что не надо заниматься выискиванием неправильных черт в чьём бы то ни было поведении, отвергать людей или явления под предлогом «неправославия», не разобравшись сначала, от чего больше пользы, а от чего вреда. Вредоносно и добровольно заключать себя в «православную резервацию», организуя свою жизнь по образцам, к примеру, XVII века. «Наша задача не изобретать искусственный образ жизни, а преображать тот, который уже сложился, с его культурой и стилем поведения. Порицать несовместимое с христианством, а не с преданиями старины глубокой».siluan-50

По мысли автора, не стоит идеализировать простой народ, потому что «народная религия» — это всегда язычество, даже если и рядится в одежды христианства. Отец Силуан приводит сведения об архаичных народных обычаях, бытовавших в деревнях до революции; сейчас мы бы назвали их оккультными практиками. Слабое представление о том, что такое христианство, — одна из главных причин, почему люди в ХХ веке массово отвернулись от Бога. При этом многие суеверия в народе как раз сохранялись, более того — цветут махровым цветом по сей день. Поэтому и сейчас возвращение к вере у многих людей окрашено явно в языческие тона.

«Мне кажется, что столь распространенная сейчас вера не столько во Христа, сколько в святыни, чудотворные источники, старцев и т.п. коренится в конце 80-х — начале 90-х. Мы не справились с катехизацией хлынувших в Церковь людей (никого не обвиняю, просто как факт) и вынуждены были сосредоточиться не на учительной, а на освящающей стороне Церкви», — говорит автор. Разумеется, автор, будучи священником, в который раз разъясняет читателю, что такое настоящая молитва, истинный пост, нелицемерная добродетель.

Отец Силуан уделяет внимание и вещам и явлениям прикладным, не вероучительным. Например, православные христиане частенько ездят в различные паломнические поездки. «Чего люди зачастую ждут от паломничества? Особой благодати? Но она есть в каждом приходском храме в полном объёме: Престол — это Иерусалим и Гроб Господень, а жертвенник — Вифлеем. Исцелений и чудес? Но по вере нашей это может произойти и дома, в родном монастыре или на приходе. Чего жду от паломничества я? Опытного соприкосновения с иным образом жизни и таких ответов на вопросы, которые не так просто прочитать или услышать». Отец Силуан делится впечатлениями именно от таких паломнических поездок: на Валаам и на Афон.

Много страниц книги посвящено различным явлениям культуры, что неудивительно: автор — церковный композитор, знаток и любитель оперного пения. Кроме того, отец Силуан не из тех, кто, прикрываясь щитом православия, не интересуется явлениями современной жизни; напротив, он убеждён, что священнослужитель должен хорошо разбираться в процессах культурной жизни и давать оценку различным в ней событиям.

Автор специально не стал выбирать «злободневное»: многие книги и фильмы, о которых идёт речь, давным-давно прочитаны-просмотрены и почти забыты. Но не грех напомнить, что не всё из «позволенного» полезно для души, тем более что книги продолжают издавать, а фильмы — снимать, и все описанные отцом Силуаном тенденции имеют продолжение.

Отвечает он и на вопрос, почему многие деятели культуры нашей страны отвернулись от Церкви: «Главная тенденция в духовной жизни нашего общества — подмена понятий. Нормальная духовная жизнь, например, всё чаще подменяется душевностью. После последовательного уничтожения всяких проявлений здоровой религиозности в России в течение 70 лет безбожной власти люди давно томились и жаждали Истины. Но в чём эта Истина заключается, они уже не знали. Поэтому, всё больше удаляясь от Евангелия, интеллигенция стала со временем обожествлять свои мечты, страстные представления о добре, красоте, духовности. Пророки были убиты, и пророками стали поэты, певцы, художники и диссиденты». Понятно, что многие оказались просто не готовы к встрече с реальной Церковью.

Автор не избегает неудобных, дискуссионных вопросов, многие из которых — одни сезонно, другие постоянно — вызывают настоящую бурю в соцсетях. Можно ли молиться за неверующих, инославных, иноверцев? Стоит ли участвовать в новогоднем застолье? Что отвечать тем, кто упрекает Церковь в стяжательстве, а священнослужителей — в недостойном образе жизни? Отец Силуан стремится ответить на эти вопросы максимально непредвзято — впрочем, осознавая, что «людям неинтересно узнавать ответы, потому что тогда придётся задавать вопросы уже самому себе». Автор подводит читателя к мысли, что быть христианином — это стремиться к изменению в первую очередь себя, а не других, и что без такового изменения не помогут ни самые длиннобородые батюшки, ни самые цельбоносные святыни.

Отец Силуан не претендует на истину в последней инстанции, с ним можно не соглашаться, спорить. Не дать инструкцию, а заставить задуматься об элементарных, казалось бы, вещах стремится он. Но что же главное? Пожалуй, это: «Бог — это Личность, и общение с Ним — залог спасения от безумия этого мира. И чем меньше сил в нас любить, тем больше мы нуждаемся в помощи Божией. Если мы осознаем свою слабость, то получим от Бога силы. Вот тут и становится очевидным, что единственное условие подлинной любви — это смирение, питаемое верой и надеждой».

Источник: http://aquaviva.ru/journal/?jid=108708

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.