Последнее обновление: 15 ноября 2024 в 00:42
Подпишитесь на RSS:

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Истинный пост есть удаление от зла

7 марта 2015

 

Проповедь митрополита Cанкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия

Пост«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26) Фреска Георгия Кордиса (Греция)

При наступлении весны всякий раз пробуждается и оживает природа. Христианам, глядя на прозябающую после долгой зимы жизнь, стоит вспомнить, что они тоже призваны к духовному обновлению. И лучшего времени, чем Великий пост, для этого и не придумаешь — так ответственно и серьезно относится мудрая Церковь к спасению своих чад.
Время поста особо предназначено для заботы о своей душе. В это время мы не будем вкушать скоромных яств, а всякую другую пищу Церковный устав предписывает употреблять в умеренном количестве. Всё наше внимание уделим попечению не о телах наших, но о душах.

Из-за греховной испорченности человеческой природы гармония между человеческим телом и душой нарушена, и греховные желания тела зачастую берут в нас верх, а иногда и совсем подавляют добрые порывы нашей души. Мы превращаемся в рабов своих страстей и тогда становимся хуже скота несмысленного. Обуздать превосходство над душой своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста.

Святитель Василий Великий говорит: «Пост узаконен в раю, ибо слова: „не снесте от него“ („не ешь от него“), то есть от древа (Быт. 2, 17), указывают на воздержание и пост. Важен пост, ибо Адам и Ева изгнаны за вкушение запрещенного… Если бы постилась Ева и не вкушала с древа, то мы не имели бы нужды в посте». А по словам святителя Феофана Затворника, «нарушение поста разорвало общение с Богом, и Адам изгнан из рая».

Уже в Ветхом Завете мы читаем о том, что люди в те времена ограничивали себя в пище физической для очищения души. Например, мы знаем, что Моисей и Илия 40 дней постились, не принимали ни пищи, ни даже воды. Библия сообщает нам о посте трех юношей и Даниила. Жизнь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Иоанна вся была постом. Евангелие говорит нам и о пророчице Анне, которая не отходила от храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь, и за это удостоилась благодати Божией и откровения о рождении Спасителя (Лк. 2, 37). Постился даже безгрешный Спаситель наш Иисус Христос в течение 40 дней, чтобы приготовить Себя к делу спасения мира. Из Книги Деяний и Посланий мы видим, что постились и ученики Христовы.

С апостольских времен посвящать известные дни года посту стало всеобщей практикой. Именно в эти времена вошло в обычай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на Кресте.

После Преображения Господь, спустившись с Фаворской горы, увидел, что ученики Его не могут изгнать беса из бесноватого. На их вопрос, почему не удается им преуспеть, Христос ответил, что «этот род (бесовский) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21). Действительно, бесы большей частью действуют через нашу плотскую природу, возбуждают в ней беспорядочные страсти, чем толкают нас на всевозможные грехи — и таким образом берут контроль над нашей волей. Чтобы освободиться от их влияния, необходимо воздержанием ослаблять плоть и укреплять дух. Преподобный Иоанн Колов говорит: «Когда царь собирается взять неприятельский город, он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделения­ми; если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут».

Авва Дорофей прибавляет, что «Великий пост есть десятина года (в году — 365 дней, а постных дней без суббот и воскресений — 36)». Подобно той десятине, что отделяем мы в храмы, отдадим же с легким сердцем, братия и сестры, десятину и в попечение о бестелесном храме собственных наших душ.

По словам святителя Василия Великого: «Пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост — добрая сторона души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия. Пост возносит молитву на небо, делает для нее как бы крылья». Но Василий Великий подчеркивает: «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешает всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Будем поститься постом угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Когда мы начинаем воздерживаться в пище, в нас просыпается духовная потребность. После усмирения плотских страстей у нас просветляется духовный разум. Человек начинает гнушаться своими греховными делами и дурными привычками, замечает даже мысли несообразные, ведущие ко греху, и у него возникает желание очистить свою душу, свою совесть, покаяться перед Богом. И Иоанн Крес­титель, и Спаситель, и апостолы свою проповедь начинали именно с призыва к покаянию.

После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы на вопрос народа: «Что нам делать, мужи братия?», апостол Петр ответил призывом к покаянию: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа… Спасайтесь от рода сего развращенного!» Эти слова апостола указывают на глубокую греховную язву человечества и призывают к исцелению через покаяние, возрождение во Христе и единение с Ним.

Великим постом Церковь очень настойчиво призывает нас к покая­нию. Покаяние есть начало спасения, а пост — обуздание чрева, отказ от излишеств и ненужной суеты — содействует покаянному настроению».

В течение Великого поста Церковь будет помогать нам в нашем подвиге, создавать условия, располагающие к посту и покаянию. На 1-й седмице мы читаем Покаянный канон преподобного Андрея Критского, способный и самую ожесточенную душу смягчить и расположить к покаянию. Всё время поста постоянно читаем и молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с поклонами. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а в субботу и воскресенье — полная Литургия.

Всем нам необходимо в течение Великого поста принести, хорошо подготовившись, покаяние перед духовником. Желательно несколько раз в посту причаститься, это прибавит нам силы духовной, чтобы мы могли легкой поступью идти по новому светлому пути.

Время Великого поста — это свое­го рода «посевная», когда в наши души закладываются новые духовные семена, которые, взойдя и укрепившись, будут приносить плоды в течение всего последующего года.

Наша Матерь Церковь никого не принуждает, но всех зовет к добровольному подвигу нравственного обновления. Если мы будем часто посещать храм, слушать молитвы, и песнопения, будем соучаствовать в них, то заметим, как будет оживать наша душа, как начнет в нас просыпаться жажда добродетельной жизни. Если подвиг Великого поста совершать во имя Христово, с верою и любовью, тогда, по словам Самого Христа, он становится благим и легким.

Не упустим спасительного времени, дорогие братья и сестры, и с Божией помощью пост начнем. Аминь.

 

http://aquaviva.ru/journal/?jid=71280

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.