Последнее обновление: 11 декабря 2024 в 22:18
Подпишитесь на RSS:

Слово Митрополита Варсонофия на богослужении в нашем Храме 15.03.2016

16 марта 2016

Вечером 15 марта правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель игумен Силуан (Туманов) с клиром и другие священнослужители.

Митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом.Митрополит2.

«Сегодня мы второй день читаем канон преподобного Андрея Критского. В храмах звучат слова покаяния. «Покаяние» — слово не новое, оно сопровождает всю историю человечества. Ветхий Завет наполнен покаянными молитвами. И Новый Завет начинается с призыва к покаянию, — сказал владыка. — Когда человек совершает грех, он разрушает связь между собой и Богом. Ему не нравится тот порядок, который Бог установил в мире. Ему хочется жить по своей воле. И вот, человек совершает грех, чтобы уйти от Бога, но не на свободу, а в рабство. Он опутывает себя цепью, которая соединяет его с противником Бога, диаволом, опутывает себя сетью греха, из которой не так просто выбраться. Человек начинает жить двойной жизнью — и ветхой, и новой. Ветхое — это то, что связано с грехом. Если раньше человек любил Бога, служил Ему, то чем дальше он отходит от Бога, тем больше его жизнь погружается в область тьмы. Ничего не остается, как только разорвать эти цепи и попытаться вернуться к Богу. Про человека, подверженного какому-нибудь пороку, мы говорим: «пристрастился». Это как раз те сети, которые трудно разорвать. Родные, близкие пытаются сделать все, чтобы вырвать человека из этих сетей. Но не получается, сил человеческих не хватает. Здесь нужна сила Божия, сам человек не может ничего».

Митрополит Варсонофий обратил внимание верующих на то, что в каноне преподобного Андрея Критского перед каждым тропарем звучит: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

«Хорошо о покаянии сказал царь Давид. Мы знаем из Библии, что он был красивым юношей, победил Голиафа и стал царем — и что дальше? — задал вопрос владыка. — Не справился с искушением властью и славою, совершил такие грехи, что, казалось, вырыл себе яму навсегда. Но смог из этой ямы выбраться и спастись, и мы почитаем его как пророка и псалмопевца. Читая его псалмы, мы понимаем, как душа должна обращаться к Богу, как должна молиться. Вспомните: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102), «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145), «Благословлю Господа на всякое время» (Пс. 33). А пятидесятый псалом, который мы каждый день читаем, — это вообще шедевр, который никто не превзошел. Там такая надежда: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Своей». Человек сознает, что Бог милостив и долготерпелив. Если жить только угрызениями совести, только сокрушаться, это еще не раскаяние. Прошлое не изменить: что мы натворили, то натворили. Надо жить настоящим, надо иметь надежду на милость Божию. Каждый может омыться от греха добрыми делами, молитвой, тем, что Господь нам будет давать. Ведь без Бога мы не можем ничего, даже покаяться: не приведет нас Господь в храм, мы и не придем. Но, слава Богу, мы пришли и можем перед иконами, перед алтарем, на исповеди покаяться в грехах. Церковь призывает нас брать пример с угодников Божиих, которые были как мы, а потом стали святыми. Сам Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:18). Он к нам пришел, к грешникам».

Владыка подчеркнул, что матерью всех грехов является гордыня: «Трудно спасаться гордым людям, им тяжело каяться, смиренному проще. Гордый всегда себя оправдывает, всегда обвиняет других. Как Адам ответил Господу: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). А когда Господь звал Адама, тот пытался скрыться от Него (Быт. 3:9-10). Разве можно от Бога скрыться? Нельзя. От Бога скрыться — значит отречься. А это верующий человек делать не должен, он должен молиться Богу и просить у Него прощения. Господь прощал всех, разбойника простил в последнюю минуту, на Кресте. Поэтому у нас есть шанс: покуда мы дышим, живем, Церковь призывает нас к покаянию, она хочет, чтобы мы чуть ближе стали к Богу, очистились, омылись слезами покаяния».

Архипастырь призвал обращаться с молитвой к Богородице, «чтобы Божия Матерь покрывала нас Своим покровом, чтобы направляла нас, как отправила Марию Египетскую в пустыню на покаяние. Всякое место может быть для нас и раем, и адом. Куда Господь нас послал, там надо и спасаться. И надо ходить в храм — если храмы будут пустыми, наступит конец миру. А пока мы наполняем храмы, Господь видит, что, хотя мы великие грешники, мы каемся и верим, что Господь помилует нас и продлит дни нашей жизни».

Владыка пожелал отцу Силуану помощи Божией в трудах и заботах, отметив, что прихожан на службе много, несмотря на то, что добираться сюда не очень-то удобно.

В ответном слове настоятель поблагодарил владыку за молитву.

«Наш храм необычен по архитектуре, — сказал отец Силуан. — Даже для блистательного Санкт-Петербурга, где можно встретить разные стили и направления, он — большая редкость: подобных лишь четыре в городе. Но не архитектура, а богослужебная жизнь делает любой храм православным. Поэтому, несмотря на все эти готические шпили и нервюры, наш храм традиционен для русского православия. Сюда не так легко добраться: храм стоит в стороне от больших дорог, в «дремучем» парке на окраине города. Поэтому здесь почти не бывает «захожан», на молитву собираются верные христиане, знающие, для чего они пришли».

Настоятель подчеркнул, что богослужебная жизнь канонического православного храма невозможна без постоянной молитвы паствы о своем епископе, и для верующих приезд правящего архиерея — возможность выразить сыновнюю любовь. «И нам очень радостно, что одну из служб первой седмицы Великого поста вы совершили здесь. Со времени освящения этого храма, с середины XIX века, это первое богослужение правящего архиерея», — отметил отец Силуан.

В память о знаменательном событии в жизни прихода настоятель преподнес владыке митру.

В конце богослужения верующим были розданы иконки великомученика Пантелеимона со Святой горы Афон.

Храм святых апостолов Петра и Павла был построен в 1831-1840 годы по проекту Александра Брюллова. Освящен 10 июля 1846 года. В советское время был закрыт. Возвращен Церкви в 1989 году, с конца 1990-го совершаются богослужения. Памятник архитектуры, восстанавливается.

ИА «Вода живая»,
15.03.16

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.