Последнее обновление: 2 декабря 2024 в 11:27
Подпишитесь на RSS:

Мигающие гифки «со Спасом». 5 примеров пошлости, которую называют православием

26 августа 2023

Поздравили друг друга с Яблочным Спасом, обменялись в соцсетях открытками — вот мы уже и православные? Как суеверия и народные традиции подменяют истинный смысл церковных праздников и нашей веры, рассказывает игумен Силуан (Туманов). 

Отправил гифку — и уже православный

Гифки и интернет-открытки к церковным праздникам — это не православие, а пошлость. Понятно, что это лишь милое стремление людей поздравить друг друга с праздником. В этом желании ничего плохого нет и быть не может. И сами картинки ни в чем не виноваты — они лишь отражают низкий вкус их создателей.

Но, глядя на эти гифки, понимаешь — это не моя религия.

В них нет необходимой связи формы с содержанием. Я замечаю, что поздравляют, например, с праздником Нерукотворного Образа, а текст и изображение полностью игнорируют содержание самого праздника — про орехи, про мир в доме и семье, про счастье. Ничего плохого нет ни в орехах, ни в счастье, но суть-то праздника в другом! И я против этой лжи, против потери смыслов.

В обществе сложилось отношение к религии как к чему-то фольклорно-прикладному, не имеющему никакого отношения к подлинной жизни, личному спасению, к жизни духа. То есть, все то, о чем говорит Церковь, Отцы Церкви, что мы слышали в евангельской проповеди — все это проходит мимо сознания людей. Вот это страшно! И гифки — лишь индикатор процесса.

Многие замечают, что эти гифки отображают реальную религиозную картину современности. Это новая религия — дурного, невежественного пошиба. И горько, что люди считают ее духовными традициями наших предков.

Опасность здесь в том, что это уводит нас в сторону от Христа. Представьте себе, что вы ищете выход из лабиринта, а добрые люди подсказывают вам совершенно другое направление.

Ореховый, Медовый и Яблочный — что с ними не так?

Подмена христианства язычеством происходит с первых дней его существования. У нас есть такой миф, иллюзия, что первые четыре века до начала Вселенских Соборов — это была золотая эпоха. Но если мы почитаем Послания апостола Павла, то увидим, что в ранних христианских общинах это было не так.

Проблем было много. Помните, например, апостол Павел пишет про недостойных Причащения, и говорит: «…Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор 11:30). У нас сегодня недостойный Причащения — это тот, кто каноны не дочитал, и пост не выдержал. А апостол Павел видит проблему в другом: «неправильно поступает тот, кто приносит с собой на общую трапезу Евхаристии свою еду и ест ее, не поделившись с неимущими, с нищими». То есть, если нет братского отношения христиан друг ко другу, это может привести к болезни и смерти!

Апостол постоянно укоряет своих адресатов в том, что те не хотят жить по-христиански. «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Отсюда и происходящая в веках подмена — Христово Благовествование тихонько заменяется язычеством.

Люди не могут или не хотят нести высокое слово Христово в повседневной жизни. Важнее общения с Богом для них земное благополучие, поэтому и механизм общения с Богом иной, освящающий быт и ищущий выгоды. Это народная вера, от нее и произошли названия праздников — «Спасы», например.

Мне говорят: «Ну вот смотрите — это же вера ваших предков! Это же ваши пра-пра-прадеды возделывали землю и так называли праздники». А у меня встречный вопрос: а почему они называли так эти праздники? Ведь этого названия нет ни в Типиконе, ни в других книгах.

Конечно, необходимо оправдать и понять наших предков — у них никакого религиозного образования не было. Но при всем к ним уважении и почитании их труда, я не могу восхищаться таким легкомысленным отношением к религии.

Почему так произошло? Богослужение было непонятным для людей. Догматики, истории Церкви в селах не изучали. Наши предки освящали в этот день свой урожай, который позволял им жить, и благодарили Христа Спасителя, Спаса — отсюда народные названия этих праздников Спасами. Но о каком освящении начатков плодов мы можем говорить, когда у большинства и сада своего нет? И мы покупаем бразильские яблоки, чтобы их освятить как свой собственный начаток урожая. Кого мы хотим этим обмануть — непонятно.

Это проблема нового язычества — в нем нет подлинного уважения к тем нашим предкам, которые с тихим целомудрием называли праздник Преображения Яблочным Спасом. Сегодня для посторонних Церкви людей это потребительский, языческий термин. Праздник яблок. Пустая форма без содержания. Повод для гифок.

Родился, крестился и нырнул в прорубь

Человек называет себя православным, но при этом он на Богоявление в храм не пойдет, не исповедуется, не причастится. Я уже молчу про то, чтобы навестить больных и помочь нуждающимся — об этом Христос говорил в Евангелии. Но на Богоявление он нырнет в прорубь. Это тоже к православию никакого отношения не имеет.

Как и вода на Крещение, которую люди пытаются разделить на крещенскую и богоявленскую. Мы тоже это можем назвать суеверием и язычеством — вода-то одинаково святая!

С печалью можно констатировать факт — многие наши соотечественники исповедуют новую религию, где форма христианская, а содержание языческое. Для приверженца этой новой религии важно, например, принести младенца покрестить. Но при этом не нужно знать ни основы веры, ни даже молитву какую-нибудь, «Отче наш», например. Главное, чтобы батюшка прочитал заклинание. Все! С этого момента жизнь пойдет у ребенка как следует. Дескать, теперь Бог должен через это заботиться о ребенке. А если не покрестить — не будет заботы. Ну, это, мягко сказать, не христианское представление о Боге.

Что еще надо? Человек умер — надо отпеть. Неважно как человек жил. Христианин он или нет — надо отпеть. Потом поминки. Обязательно надо положить ложки, нельзя класть вилки. Почему? «На том свете колоть его будут». Кто такой бред сказал?

Есть замечательные книги, посвященные дописьменным религиям. Читая их, мы можем убедиться в том, что народные погребальные обряды невероятной древности. Они возникли за тысячелетия до Рождества Христова. И они совпадают в некоторых моментах с обычаями наших поминок — особая ритуальная еда, особая посуда, особое поведение в доме.

Да, эти обряды древнее христианства. Но это не значит, что они полезны для нас.

Потому что именно христиане призваны избавиться от ярма этих обрядов, которые, опять же, совершенно не помогают нам понять сущность происходящего. 

Для кого-то это может быть поводом сказать: «Ой, как хорошо, какие замечательные обряды, их надо хранить». А я в этом вижу, что после проповеди Евангелия у нас сохраняется языческая обрядность. 

Нельзя приручить Бога

Нельзя работать в церковный праздник, стричься на Успение Богородицы, чистить зубы перед Причастием… Какой-то богомудрый старец это изрек, и началось: «Мудрость, мудрость…» А по большому счету мы имеем дело с банальным суеверием.

Тоже самое — «православные» браслетики, пояски, ладанки, амулетики. Они превращаются в магические артефакты, которые должны защитить людей.

Это вполне в духе новой религии. Подразумевается, что человек сам по себе хороший. Но есть злые бесы, которые ему хотят навредить через злых людей. И чтобы защититься от них, надо прибегнуть к помощи более серьезных, более сильных духов. И им приносятся жертвы — просто так духи же не будут помогать! Богу приносят жертву, а он в ответ дает милость. Это классическое языческое представление.

В Евангелии все по-другому. Бог помогает Сам, просто так, не вызываемый никакой нуждой, никем не укрощаемый. Можно много привести мыслей святых отцов об этом, но если проще — помните, как у Льюиса написано? «Аслан — не ручной лев». То есть «Лев от корене Иудова» — Христос — пришел не для того, чтобы выполнять наши желания. Это совершенно православное представление о Боге.

Нельзя приручить Бога! Нельзя положить Его к себе в карман, как ещё Честертон отмечал. Нельзя заставить Его поступать так, как нам хочется.

А у нас бытует такой термин, как «вымолить», «отмолить». И совершенно серьезно некоторые батюшки говорят: «Вы должны отмолить грехи своего рода». Как ты можешь молиться за грехи своего предка? Ты можешь молиться об упокоении сродников и знаемых, и уповать на любовь Божию — и все, что в твоих силах!

Игумен Силуан (Туманов). Фото: Людмила Заботина

И родителям детей с инвалидностью говорят: «Это вам за грехи предков». Как можно маме такое жестокое слово говорить? Ведь когда у этих людей в собственной жизни то же самое случается, они не про свои грехи говорят. Ищут, кто на них навел порчу, какой старец может их отмолить. Это и есть язычество. Самая простая и удобная форма религиозности.

Люди утешают себя — сделаю все так, как положено, и все у меня будет хорошо. Всем помогло, значит, и мне поможет.

А если что-то не удается? Ну, значит, плохо молился, значит, не так заклинание прочитал. Недостаточно толстую свечку в храме поставил. В этом проще найти источник неприятностей, чем в самом себе, в своей оторванности от Бога, в своей нелюбви.

Хочется друг другу сказать добрые слова — это прекрасно. Религиозный повод? Замечательно! Но проблема-то в том, что в массе своей посылают такие гифки люди, далекие от церкви. Что легко доказывает содержание этих картинок, где перемешаны примитивные стихи, мусульманские, иудейские, католические, православные символы и священные изображения. Так что непонятно даже, о какой религии идет речь! Когда говорят, что у кого-то хоть с этого начнется религиозный путь, путь покаяния… Может быть. Хорошо бы, если так. Но пока этого не заметно.

Как поздравлять друг друга? Напишите от руки несколько слов. Напишите просто: «Поздравляю тебя с Праздником Успения Божией Матери. Дай тебе Бог и Матерь Божья всякого счастья, здоровья и благополучия». Хотя бы так. Но это — от души, свое, персонально этому человеку написано. А не гифка веерной рассылкой трем тысячам друзей.

А во что верим мы?

Как к этому в итоге относиться — к гифкам, приметам, амулетам? В первую очередь, надо принимать приславших их людей без раздражения, с любовью.

Ведь единственное, чем мы можем бороться с несовершенством этого мира — это не уподобляться несовершенству, а укреплять себя в истине. Если нас это все раздражает, то надо вспоминать — а во что же верим мы? Мы верим в Бога любви.

Мы верим в Бога, Который советует нам видеть в посылающих все эти открытки братьев и сестер. Пусть даже и заблуждающихся. 

Не просто отвернуться, зажав носик с возмущением: «Фу, народные религии, крестьянские суеверия». Нет! Если мы хотим с этим бороться, то должны противопоставить заблуждениям нечто большее: свою веру, религию, свою доброжелательность, свою любовь. А не желание запретить ни в чем не повинные картинки и обругать их создателей.

Вот тогда у нас получится потихонечку все это преодолеть.


Читайте на Правмире

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.