Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 31.01.2016 г.
2 февраля 2016Дорогие братия и сестры!
Сегодня мы слышим, как апостол Павел желает всем нам, чтобы мир Божий владычествовал в наших сердцах (Кол. III, 12-16).
Он говорит так: καὶ ἡ εἰρήνη του̃ Χριστου̃ βραβευέτω ἐν ται̃ς καρδίαις ὑμω̃ν и употребляет глагол из спортивного обихода: Βραβευειν — означает не просто владычествовать, а раздавать награды победителям на ристалищах, спортивных состязаниях.
Святой Павел для того, чтобы сделать свою мысль доступной для нас, представляет мир Христов как внутреннего судью, который награждает нас за победу над страстями и в награду дает самого себя.
Для нас важно понять, что мир в душе, о котором мы часто говорим, это не какое-то сентиментальное настроение или чувство безопасности от удачно прожитой жизни.
Найти в своей душе мир — это значит назначить Иисуса Христа судьей противоречивых чувств в нашем сердце, и, если мы поступаем по Его воле, то мы находимся на правильном пути. Все, что мы делаем или говорим, надо делать и говорить во имя Господа Иисуса Христа.
А как понять, делаем ли мы что-то во имя Христово? Для этого надо спросить себя: «Могу ли я сделать или сказать это и одновременно помолиться Богу, помня, что Он тоже слышит и видит это?» Мы не ошибемся, если будем проверять каждое свое слово и дело искренней молитвой.
Впрочем, мы знаем из истории, что много несправедливостей, бед и войн было принесено в мир с молитвой Христу и от Его имени. И в церкви мы можем претерпеть от своих собратьев немало обид. Это напоминает нам, что недостаточно просто помолиться устами, надо помнить заповеди Всевышнего и стремиться соблюдать их.
Мир Христов — это больше чем состояние души. Это сила, которая помогает нам не унывать от многочисленных скорбей и лишений и не покидать святую Церковь.
Как говорит блаженный Феодорит Кирский, “Из всех вас призвавший вас Бог составил одно тело; посему не раздробляйте его. Но если кто испытает от кого-либо что-нибудь скорбное, да содержит в сердце мир, который и определяет и раздает награды за подвиги, и приводит в угодное Богу единомыслие».
“Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» — так, сказав о мире, продолжает свою мысль апостол Павел.
Да, для нас интересно отметить, что с самых первых дней Церковь Христова — это поющая Церковь. И, как мы слышим, апостол придает нашему пению важное значение. Пение в храме — это следствие благодати, следствие обретенной премудрости, понимания слова Христова. Это не развлечение уставших после рабочей недели людей, это служение Богу, изменение себя. Поэтому нам стоит быть особо внимательными во время пения хора в храме — ведь хор поет от имени каждого из нас, в благодати уча и вразумляя.
О некоторых аспектах обретения в душе мира Христова говорит сегодня и евангелист Лука в известной всем притче про беседу некоего начальника со Христом (Лк. XVIII, 18-27).
“Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”
Этот вопрос, на первый взгляд вполне благочестивый, не так прост. Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что “человек сей, по мнению некоторых, … сребролюбец, поскольку и Христос обличил его именно таковым. … К Иисусу приходит он с желанием узнать о вечной жизни. Быть может, и в сем случае он руководился страстью к приобретению. Ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный. Итак, он думал, что Иисус укажет ему способ, по которому он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться”.
Он обращается к Иисусу не так, как было принято у иудеев. Как свидетельствуют исследователи Священного Писания, в иудейской литературе не встречается такое обращение — «Учитель благий». Такое обращение выглядело как лесть. Поэтому Иисус не принимает , на первый взгляд, уважительного обращения, а напоминает, что за все надлежит прославлять Бога и соблюдать заповеди.
Этот чиновник утверждал, что от юности исполнил все заповеди Божии. Тогда Иисус Христос в ответ посоветовал ему продать все свое имущество, раздать все бедным и следовать за Ним.
В одном древнем апокрифе, так называемом евангелии от Иудеев, Господь укоряет богача так: «Как же ты говоришь, что исполнял закон и пророков? Ведь в законе сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и вот взгляни: вокруг много братьев твоих, сынов Авраама, умирают с голода, а дом Твой полон добра, и ты ничего из него не отдаешь им». И Господь обратился к Симону, ученику Своему, сидевшему рядом с Ним: «Симон, Ионин, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Вот причина всего. Этот начальник был эгоистом, не видевшем горе и нужду своих ближних, в этом и заключается его трагедия.
И в этом начальнике мы легко можем узнать самого себя. Пока дело касается благочестивых слов и дел — мы готовы быть православными. Но когда от нас требуется изменение жизни, мы боимся оставить свои привычки, печалимся, и отходим от Христа, даже если внешне продолжаем ходить в храм и называться христианами.
Чтобы следовать за Христом, чтобы попросить его быть Судьей нашим душевным страстям, надо вначале сокрушить внутренних идолов.
Идолом для человека может быть не только богатство, но и его время, его мысли, его энергия и преданность. Но каждый человек, оставивший все ради Царствия Божия, получит намного больше. Христиане на своем опыте знают, что это правда.
Аминь.