Слово Патриарха. Неделя 4-я по Пятидесятнице
3 июля 2015Мы все с вами одна семья
Перед мысленным взором стоит страшная картина: гарнизон, окруженный превосходящим во много крат противником, вступает в смертный бой. Наверное, среди защитников крепости не было в тот момент ни одного, кто бы не понимал: невозможно выдержать натиск врага, во много крат превосходящего числом, и остаться в живых. И что же сделали эти люди? Они не устремились в бегство. Они не стали выяснять, кто из них старший, кто младший, кому спасаться, кому оставаться. Они не стали вырывать друг у друга кружку воды, которая могла бы спасти кому-то жизнь. Они вместе, как один, приняли на себя этот удар. Они были братьями и сестрами.
Это приводит к мысли о том, что есть в мире, есть в нашей жизни нечто, что способно соединять людей больше, чем родная кровь. Из опыта мы знаем, что родная кровь не является гарантией братских отношений, и с великой скорбью люди порой свидетельствуют о том, что иссякла любовь и разрушилась семья. Но в тот момент, когда бойцы в Брестской крепости плечом к плечу встали на защиту Родины, ни у кого не было сомнений. Там было подлинное братство, разорвать которое не могла даже смерть.
Вот и в нашей жизни должно быть нечто, что связывает нас еще прочней, чем родная кровь. Мы все с вами одна семья. И не только потому, что в нас течет кровь, восходящая к нашим предкам, но и потому, что мы прожили одну историю, разделив и радости, и скорби. И как поделить эту историю? Как разделить Брестскую крепость, на какие секторы, где в соответствии с национальными предпочтениями осуществлялись бы те или иные церемонии? Есть вещи неделимые, как в идеале неделима человеческая семья.
Из слова после заупокойной литии и митинга
в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой»,
в ночь на 22 июня 2015 года,
в 74-ю годовщину начала Великой Отечественной войны
Наши воины верили в святость своей родины
Не один раз я задавался вопросом: что двигало советскими воинами, которые своими подвигами, жертвенностью, безжалостностью к себе вводили в глубокое изумление не только противника, но союзников? У меня есть только один ответ: это была вера в правду русского человека. Наши воины верили в Россию, Русь, святость своей родины и земли. И за это были готовы не только терпеть страдания, проливать кровь, но и отдавать свою жизнь.
Это была глубинная, нередко неосознанная вера в то, что русский путь, русская культура имеют право на жизнь и ценны не только для носителей этой традиции. Русский воин, отдававший свою жизнь на той страшной войне, чувствовал, что нашему народу есть что сказать всему миру. И если этот народ будет уничтожен, порабощен – это приведет к еще большей катастрофе, нежели сама война.
И сегодня мы должны чаще себя спрашивать: а нам есть за что отдать жизнь? В чем может заключаться наше послание миру? Или мы только умеем потреблять чужие продукты, высокотехнологичные новинки, пустые развлечения? Верим ли мы сегодня в свою духовную, культурную, национальную состоятельность? Способны ли мы на подвиг, выходящий за пределы баталий в медиапространстве? Что мы, сегодняшние, можем сказать отдавшим свои жизни ради наших? Это не праздные вопросы. От ответа на них зависит наше будущее.
Победа в Великой Отечественной войне – это победа силы русского духа
Победа в Великой Отечественной войне – это победа не только советского оружия, военных технологий, искусства командиров, но в первую очередь победа силы русского духа. В современном сознании дух воспринимается зачастую как нечто эфемерное, нереальное, практически неизмеримое и поэтому почти несуществующее. Вместе с тем именно этот почти неуловимый дух является средоточием человеческой личности, самым главным и самым ценным в человеке. Мы не должны забывать, что война случилась в момент трагического крушения духовных устоев русского человека; и не надо стесняться видеть в бедах войны естественное продолжение глубочайшего духовного кризиса общества.
История всегда была и будет пространством нескончаемых идеологических спекуляций, особенно когда мы говорим о популярной истории, а не о профессиональной, основанной на архивных источниках и доступной в первую очередь кругу экспертов. За последние десятилетия действительно были открыты многие архивные источники, которые определенным образом изменили наше представление о том, что же происходило с нашей страной в XX веке, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Но это не должно и не может побуждать к переписыванию истории. Правда предельно проста и очевидна: чуму фашизма остановил своим подвигом именно русский народ, поддержанный братскими народами, ставшими своими друг для друга задолго до образования СССР. И в этом непреходящая заслуга наших отцов перед лицом всего мира. Все же остальное – частности и детали, которые могут вносить свои коррективы, но самой сути нашей Великой Победы нисколько не меняют.
Ежедневная молитва всей Церкви – о том, чтобы вражда прекратилась
Народы исторической Руси не могут без боли и сочувствия смотреть на происходящее на Украине. За тысячу лет мы многое пережили вместе. И помним, что православная вера помогала и спасала даже в самых сложных ситуациях. Верю, что и сейчас не оставит нас Господь Своей милостью. Ежедневная молитва всей Церкви и моя постоянная молитва – о том, чтобы вражда на украинской земле прекратилась, чтобы люди обратились к потерянному миру и единству. Вновь скажу, что главная, а быть может, и единственная общественная миротворческая сила на Украине сегодня – Украинская Православная Церковь, делающая все возможное для установления долгожданного мира.
Я еще и еще раз хотел бы обратиться ко всей нашей пастве с просьбой о неустанной молитве за мир на Украине. Призываю вас, дорогие братья и сестры, усердно и непрестанно молиться. Мы верим в силу молитвы, верим в ее действенность по заповеди Господней. Не надо думать: что я могу? что могут изменить мои слабые слова? Мы можем многое: искренне обратиться к Богу. И наша молитва не останется не услышанной.
Патриотизм – это верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе
Для меня патриотизм – это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм – это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ – но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.
Я не знаю, что такое «уровень патриотизма» и как его измерить. Но я верю, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей родине, к своей Церкви и ее святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам. Наблюдая за молодым поколением, я не могу сказать, что сейчас все поголовно космополиты, далекие от патриотических настроений. Напротив: сегодня вырастает поколение молодых, которые не были свидетелями страшных преступлений атеистического государства против своего же народа, массового истребления лучших людей. Это не может не сказаться на уровне доверия к государству как таковому. За минувшие годы большинство из тех, кто хотел понять, чем и как живут в других странах, имели возможность познакомиться – и достаточно подробно – с иными цивилизациями. И многие пришли к твердому убеждению: жить надо в России, дорожить тем, что у нас есть, что досталось благодаря вере и трудам наших предков.
На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны ее прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм.
Из интервьюРИА «Новости»,
в годовщину начала Великой Отечественной войны,
22 июня 2015 года
Сила духа – это то, что к нам приходит от Бога
Мне рассказывал отец, который принимал участие в строительстве оборонных укреплений на Лужском рубеже под Ленинградом, как молодые люди, имевшие одну винтовку на двоих, шли вперед, навстречу танковой армаде, и многие из них не возвращались из боя. Что двигало этими людьми? Ведь совершенно ясно, что с винтовкой в руках нельзя справиться с танком. Может быть, кто-то скажет: «А зачем все это нужно было?» И мы уже слышим сегодня такие голоса: «Зачем было оборонять Ленинград, зачем проливать кровь в Сталинграде?» Но люди не рассуждали рационально – они шли вперед по зову сердца, понимая, что за ними Родина, и подвиг каждого из них внес огромный вклад в общую победу.
А рядом с теми, кто погиб, были те, кто остался в живых, и погибшие служили для них великим примером. Это была школа мужества, школа патриотизма, школа любви к Родине – может быть, потому мы и победили. И вместе с теми, кто маршировал 24 июня 1945 года по Красной площади, невидимо торжествовали миллионы погибших за Родину.
Возникает очень серьезный, принципиальный мировоззренческий вопрос. Ведь самое дорогое у человека – это жизнь, и некоторые говорят, что нет такой цены, которой можно было бы ее оплатить. Многие считают неправильным отдавать жизнь даже за самые высокие идеи. Но если бы эти мысли были укоренены в сознании нашего народа, то России бы сегодня не существовало. Ибо есть идеалы и ценности, ради которых человек может отдать жизнь, и это будет не самоубийство, а подвиг.
Но для того чтобы это произошло, каким внутренне сильным человеком нужно быть! А сила духа – это не материальное понятие, ее нельзя измерить, ее нельзя оценить ни деньгами, ни привилегиями, ни чем-либо иным, что так желанно для многих, особенно сегодня. Сила духа – это то, что к нам приходит от Бога. И, как говорили, в окопах не было неверующих; а если кто и не верил, то и с ним был Бог, потому что и такой был готов жизнь свою отдать за Родину, за товарищей.
Для меня совершенно очевидно, что великий подвиг нашего народа увенчался победой еще и потому, что с нами действительно был Бог. Не так, как это было написано на пряжках ремней гитлеровцев, которые вступили на нашу священную землю, а так, как это было написано в наших сердцах. Я хотел бы привести один библейский пример, чтобы проиллюстрировать сказанную мысль. Наверное, каждый из вас знает замечательную историю Давида и Голиафа. Молодой пастух Давид, с пращой и камнем, вышел на единоборство с богатырем – филистимлянином Голиафом, хорошо вооруженным, сильным человеком. С точки зрения логики, это был безумный поступок. Не мог юноша победить вооруженного, многократно превосходившего его силой Голиафа. Это было почти самоубийство. Но Давид вступил в эту борьбу, метнул из пращи камень, попал в голову Голиафа и победил его.
Вот так и наша страна. На нас напал Голиаф, вооруженный до зубов, хорошо обученный, во много крат превосходивший нас, – ведь нападала не только Германия, но и все ее сателлиты. Повторилась история первой великой войны, когда Наполеон, объединив под своей властью многие народы, решил уничтожить Россию. И вот огромная армия, во много крат превосходившая во всех отношениях наши вооруженные силы, вступила в пределы нашей страны. Это был Голиаф. А навстречу шли плохо обученные и плохо обмундированные Давиды с одной трехлинейкой на двоих – и победили! Победили, потому что с ними был Бог, – Он укреплял их дух, Он слышал их молитвы, и в ответ на подвиг, на героизм, на готовность пожертвовать собой Он дал нашему народу силу и привел к великой победе.
Из слова к участникам парадов на Красной площади
7 ноября 1941-го, 24 июня 1945-го и 9 мая 2015 годов,
24 июня 2015 года, в день 70-летия
исторического Парада Победы на Красной площади
Подвиг, совершенный князем Владимиром, становится очень актуальным
на фоне происходящих сегодня в нашей стране событий
Осознав, что именно религия является единственным мировоззренческим фактором, который может повлиять на взаимоотношения разного рода групп и племен, князь Владимир сделал выбор, позволивший в очень короткое время решить задачу огромной государственной важности. Он начинал было решать эту задачу огнем и мечом, объединяя под своей мощью разрозненные славянские племена, но оказалось, что силой удержать это единство невозможно. И язычество, которое было тогда мировоззренческой основой жизни Древней Руси, оказалось неспособно, в силу ущербности своей этики, помочь людям жить вместе. Для этого не было достаточной мотивации, поскольку мироощущение язычника сводилось к тому, что нужно больше иметь и не думать о том, что приобретение большего нанесет вред другим. «Живи хорошо за счет другого!» – такова эта страшная, говоря современном языком, психология потребительства, которая могла сдерживаться только силой оружия.
Понимая, что на такой основе построить ничего нельзя, князь Владимир избирает христианскую веру в ее восточном, православном изводе. Он и сам принимает христианство – искренне, сердечно; он становится другим человеком, пережив опыт соприкосновения со Христом. Для него крещение было не просто неким действием, необходимым для того, чтобы затем крестить народ. Он действительно становится другим человеком и опытно понимает, что такое благодать Божия, которая касается верующего человеческого сердца. А вслед за этим происходит и крещение народа.
Конечно, невозможно было в одночасье полностью поменять сознание людей. Мы с вами живем в эпоху перехода от советской системы к некоей новой системе, и нам хорошо известно, что ничего нельзя сделать одномоментно. Отталкиваясь от собственного опыта, мы можем понять, насколько сложно было изменить мировоззренческую ориентацию всего народа в эпоху Крещения Руси. Но ведь по милости Божией это произошло, и народ наш стал христианским народом. Православная вера позволила выйти за пределы славянских этнических групп и распространить универсалистскую духовную идею, идею единства, на народы, которые не были связаны единой кровью со славянами. И когда мы говорим о единстве современной многонациональной России, мы должны помнить, что огромную, если не решающую роль в формировании этого единства сыграла Православная Церковь.
Таким образом, подвиг, совершенный князем Владимиром, его личность становятся очень актуальными на фоне происходящих сегодня в нашей стране событий. Убежден, что мы должны все вместе, как Церковь, молитвенно обратиться к святому князю Владимиру, прося его помощи, в том числе в сохранении единства нашего многонационального народа, в преодолении междоусобицы на Украине. Как бы на нее ни посмотреть – и с точки зрения Москвы, и с точки зрения Киева, – в любом случае это междоусобная брань на территории Святой Руси. И как князь Владимир сумел положить предел всякой междоусобной брани, так и мы совместными усилиями Церкви, общества, государства должны делать все для того, чтобы междоусобная брань ушла из жизни нашего народа.
Из слова на заседании
Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
25 июня 2015 года
http://www.pravoslavie.ru/put/80303.htm