Игумен Силуан (Туманов): «Русское богослужебное пение от князя Владимира до наших дней».
28 декабря 2015
Основные тезисы лекции о духовной музыке:
«Русское богослужебное пение от князя Владимира до наших дней».
— Изначально текст песнопений всегда первичен, музыка всегда вторична, она несет функцию подачи и акцентации текста;
— богослужебная музыка русской православной церкви — это пение, родившееся в недрах христианского общества для нужд практического использования на клиросе.
— Оно не носило в себе элемента развлечения скучающих в храме от длительного богослужения прихожан. Все «длинноты» — результат средневекового взгляда на мир, как совокупность символов, отсылающих к Горнему;
— начиная с эпохи позднего средневековья и, тем более, барокко, в пении появляется элемент развлечения, не предусмотренный традицией.
При этом интересна эволюция авторства напевов:
— анонимность авторов;
— с позднего средневековья изредка появляются атрибуции отдельных мелодий канонизированным святым и известным христианам (царям, например);
— с XVII века появляются авторские песнопения, сочиненные (распетые) клиросными певцами;
— с XVIII века богослужебную музыку начинают предлагать для пения в храме композиторы, в основном специализирующиеся на светской музыке, но еще являющиеся практикующими христианами;
— с эпохи романтизма (нач. XIX века) композиторы, сочиняющие духовную музыку, все чаще заявляют о своем равнодушии к практическому воцерковлению (Мусоргский, Римский-Корсаков и пр.);
— с ХХ века этот процесс усиливается. Музыку для храма все чаще пишут люди имеющие лишь номинальное отношение к церкви, или не имеющие его вовсе.
— для нужд богослужения с XVIII века используется музыка, рожденная вне клиросной практики, далекая от традиционных напевов, авторская, вдохновленная латинской традицией. В отдельных случаях сочиненная не членами православной церкви (Сарти, Галуппи), что в корне меняет первоначальный взгляд на клиросное пение, становящееся генератором тех или иных чувств, которые все чаще стали принимать за молитвенное настроение;
— в эпоху романтизма (усиление выражения в творчестве личных переживаний) возникает новый интерес к старинным напевам, реализуемый методами чуждых православию традиций;
— эпоха русского возрождения в музыке характеризуется использованием вариантов старинных мелодий в стилизации русских народных песен. Это тоже фантазии на тему богослужебного пения, а не приобщение к древней подлинной осмысленной традиции. То есть тупиковый путь развития;
— тем не менее, изменить ситуацию нормальными методами невозможно. адекватной богослужебной музыкой можно считать не те или иные музыкальные формы, а соответствие этих форм задачам собравшихся в храме людей: объединение вокруг Чаши.