Игумен Силуан (Туманов). Композитор Н.А. Римский-Корсаков
20 августа 201612 июля, а по старому стилю 3о июня, исполнилось 144 года со дня венчания Николая Андреевича Римского-Корсакова с Надеждой Николаевной Пургольд в храме святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке, что в Парголове. Шафером, а по лексике наших дней, свидетелем на свадьбе был Модест Петрович Мусоргский, с которым Римский-Корсаков познакомился осенью 1861 года в доме Милия Алексеевича Балакирева, куда привел его 17-летним юношей педагог по фортепиано, виртуоз и пианист, разделивший первые композиторские изыскания своего ученика Ф. А. Канилле. Там же он познакомился с Ц. Ф. Кюи и В. В . Стасовым.
Николай Андреевич, родившийся 18 марта в г. Тихвине в дворянской семье губернатора в отставке, с малых лет проявил музыкальные способности и получил первые уроки музыки дома, но по семейной традиции в 1856 г. был определен в Морской Кадетский корпус, его старший брат Воин Андреевич уже был морским офицером.
Но музыка его влекла, он продолжал заниматься с Канилле, который и привел его к Балакиреву. Его ошеломила атмосфера этого дома: проигрывание и разбор музыкальных произведений, обмен мнениями и впечатлениями, разговоры о музыке, литературе, искусстве вообще, все это впечатлило, захватило молодого человека и вызвало желание оставить морскую службу и всецело заняться музыкой, но по настоянию старшего брата, как выпускник Морского корпуса был вынужден отправиться в кругосветное плавание на два с половиной года.
Вернувшись в звании мичмана, молодой офицер Римский- Корсаков возобновил посещение Балакиревского кружка, в котором познакомился с новым участником- Александром Порфирьевичем Бородиным. Итак, музыкальный Балакиревский кружок, как его метко обозначил Стасов «Могучая кучка» составили:
Балакирев — профессиональный композитор, дирижер, пианист, владеющий основами гармонии, музыкальной формы, педагог, умеющий передать эти знания своим подопечным.
Кюи – маститый военный инженер, обучающий всех членов Царской семьи мужского пола искусству военной фортификации .
Мусоргский — офицер Преображенского полка, по долгу службы пребывающий на дежурстве в Военно-Хирургической академии, что у Литейного моста , познакомился с другим дежурным, представителем этой академии – профессором кафедры химии – Бородиным.
Бородин – профессор химии, имеющий более 50 работ по этому предмету.
Римский-Корсаков – морской офицер, совершивший кругосветное путешествие, еще несколько лет будет ходить в морском сюртуке и даже на премьере своей первой симфонии 19 декабря 1865 года он выйдет в нем на поклон.
Стасов — юрист по образованию, оставит юриспруденцию и станет музыкальным, художественным критиком, другом, вдохновителем многих осуществившихся творческих идей, ставших шедеврами не только русской, но и мировой музыкальной культуры.
Вот в этой среде рос и воспитывался, пытливо вслушивался, всматривался, вдумывался будущий великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков.
А с Надеждой Николаевной они познакомились в доме у Александра Сергеевича Даргомыжского 1868 году. Сестры Пургольд – Александра Николаевна, обладавшая красивым высоким меццо-сопрано и Надежда Николаевна, замечательная пианистка, как характеризовал ее Николай Андреевич — «высоко талантливая музыкальная натура».
Музыкальная энциклопедия дает такие сведения о Надежде Николаевне: «русская пианистка и композитор. На ее музыкальное развитие огромное влияние оказал А.С.Даргомыжский, под руководством которого она занималась переложением оркестровых партитур для фортепиано.
Автор симфонической картины «Заколдованное место» по Гоголю, посвященная Мусоргскому. В 60-е – 70-е принимала участие в заседаниях «могучей кучки» как пианистка и автор 4-ручных переложений Даргомыжского, Римского-0Корсакова, Бородина, Глазунова. Такие музыкальные занятия продолжались и в доме сестер Пургольд. Николай Андреевич начал посещать этот дом в сопровождении супругов Кюи, а летом 1871 года ездили с Мусоргским к Пургольдам на дачу в Парголово, где они жили у озера. Этим же летом Римскому-Корсакову было предложено стать профессором Петербургской консерватории по классу практического сочинения и инструментовки. В декабре 1871 года Надежда Николаевна стала невестой Николая Андреевича. Свадьба была назначена летом в Парголове, где Римский-Корсаков и провел начало лета 1872 года, сняв небольшую комнату, чтоб быть поближе к невесте. 12 июля после венчания и свадебного обеда молодую чету проводили на Варшавский вокзал в свадебное путешествие. Верная спутница жизни, разделившая все радости и невзгоды творческого, семейного и житейского бытия отредактировала и подготовила к печати еще одно творение Римского-Корсакова под названием «Летопись моей музыкальной жизни», что произошло в 1909 году, через год после кончины автора. Творческое наследие Римского-Корсакова огромно, им написан целый ряд духовных сочинений: концерт «Кто есть Царь Славы?», «Да молчит всяка плоть» — песнопение великой субботы и немало других. Наиболее известное духовное сочинение «Отче наш», изложенное в таком расположении, что весьма пригодно и для исполнения любительскими приходскими хорами.