Архимандрит Нектарий (Головкин). «Избрание монашеского пути — это уже подвиг»
10 октября 2014«Избрание монашеского пути — это уже подвиг»
Архимандрит Нектарий (Головкин) о Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви …
Как сообщалось, с 8 по 9 октября прошло Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Итоги Собрания анлизирует в интервью «Русской народной линии» известный петербургский пастырь, архимандрит Нектарий (Головкин):
«У каждого человека, собирающегося стать монахом, своя мотивация. Не всякий инок стремится свидетельствовать о монашестве в миру. Каков же мотив человека, встающего на монашеский путь?! Все монахи разные – иные покидают ненужный им мир для спасения души, осознавая свою греховность. Про эту категорию иноков говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот тип монашествующих стремится к духовной чистоте, подвигу, очищению от грехов, не задумываясь о своем влиянии на современников. Однако эти монахи служат миру молитвой, монашеским подвигом!
Но бывает второй тип монашествующих. Эти монахи обитают вне стен монастыря, но посвящают свою жизнь тихому уединению. На простом деревенском приходе можно найти иеромонахов, игуменов и даже архимандритов. В городе же тяжело жить в квартире, вне стен монастыря. Такое житие ни к чему не приводит. Стать добрым пастырем и монахом возможно, живя вне монастыря, но и вне города.
Остановлю свое внимание на ученом типе монашествующей братии. Таковые монахи научного склада могут служить Богу через богословие. Своим ученым деланием, молитвой и творчеством они принесут несравненную пользу! В свое время так поступили Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов).
Первый тип монашествующих – это иноки, избравшие тихую богоугодную жизнь в монастыре. Они общаются с мирянами, не отталкивая их своим монашеским образом, являя собой пример смирения, кротости, доброты. Второй тип – ученые монахи.
Но есть и третий тип монашествующих – разные. Эти монахи не посвящают себя ни науке, ни монашескому деланию. Эти люди прошли огонь, воду и медные трубы. Они устали, поэтому им сложно начинать подвиг с душевными ранами и привычками. Нужно хранить свою чистоту от юности. В истории монашества были случаи падения людей, которые, приняв монашеский постриг, обретали нежеланную человеческую славу. Однако своим подвигом, покаянием, доброй жизнью они становились известными монахами. В истории монашества было много таковых иноков.
Также есть еще один тип монашествующих — иноки, не нашедшие себя в жизни.
История знает монахов-архиереев, которые любили, кроме своих повседневных обязанностей архипастыря, уединенные молитвы и богословие. Многие архиереи представляют собой все стороны монашества, во многом ограничивая свою жизнь. Архиерею в силу своего служения приходится бывать на официальных мероприятиях. Например, на приеме у градоначальника архиерей вкушает приготовленный ему обед, но дома возлагает на себя строгий пост.
Ученые, аскеты или управители, как Митрофан Воронежский, много потрудились на благо Церкви – устраивали епархии, занимались просветительским и социальным служением. Конечно, недостатки всегда на виду, а некоторые вообще не любят монашество.
Избрание монашеского пути — это уже подвиг, влекущий душу к Богу и направленный против природы и общественного мнения».
Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/10/izbranie_monasheskogo_puti_eto_uzhe_podvig/