Воскресная проповедь нашего настоятеля о.Силуана В неделю о Закхее, 10 февраля 2019 года
16 февраля 2019Более двух тысяч лет назад в древнем израильском городе Иерихоне родился мальчик. Его мать, желая добра своему сыну, как и, наверное, всякая мать, назвала его именем, которое переводится на русский язык как «чистый» — Закхей. Наверняка его мать молилась о счастливом будущем для своего ребенка, желая ему богатства и добродетели.
Мальчик вырос, но, подобно многим детям во все времена, не оправдал надежд родителей. И хотя он действительно стал богатым, первые десятилетия его жизни были пропитаны цинизмом и злом. Он стал начальником над мытарями, то есть над теми, кто выкупал у римских оккупантов право собирать долги у своих соплеменников. Забирая у них в два раза больше обычного, он нещадно воровал, в чем и позже признался сам, пообещав возместить убытки людей вчетверо, как и предписывало Писание для воров.
Он был презираем и римлянами и иудеями, невысокого роста.
Но вспоминаем мы о нём каждый год, спустя полторы тысячи лет после его смерти, совсем не для того, чтобы в очередной раз заклеймить вора презрением и позором.
Мы вспоминаем о нём с почтением и благоговением. 20 апреля совершается его память как святого, а дни свои он закончил как первый христианский епископ Кесарии Палестинской.
Как же вместо общего осуждения Закхей приобрел святость?
Видимо, молитва матери, давшей своему сыну имя «Чистый» и не позволила погибнуть до конца его совести. При всей своей дурной жизни Закхей понимал, что он делает и сознавал грех – грехом, а себя грешником, не пытаясь подменять понятия или оправдывать себя. Он переживал свое грех с болью. Не как большинство из нас, считающих грех обычной частью своей жизни. И потребовалась лишь искра любви Божией, чтобы в определенный момент душа мытаря загорелась, и все его неправедные дела сгорели как костер из сухих листьев. Об этот моменте и повествует нам сегодня Евангелие.
Услышав, что по главной дороге Иерихона идет в Иерусалим известный Праведник – Иисус из Назарета – он вместе с толпой побежал туда. Но не мог ничего увидеть из-за стоявших вдоль дороги людей. Многие отступили бы, но не он. Он, видимо, понял, что это главный момент его жизни и единственный шанс изменить свою жизнь. И нечто большее простого человеческого любопытства побудило Закхея, невзирая на насмешки толпы, залезть на ближайшее ветвистое дерево. Лишь бы увидеть Иисуса.
Богатый, жестокий, самоуверенный вор вдруг ведет себя столь нелепо, как балующийся отрок! Сколько, надо думать, было насмешек! Но Закхей не обращал на насмешки внимания. Он прозрел. Совесть, дремавшая в нем долгие годы, наконец-то проснулась, встала во весь свой рост, превосходящий рост его тела.
И видя такое стремление к Себе, Творец Неба и земли, Творец человека, знающий помышления каждого из нас, обращается к Закхею по имени, давая возможность человеку стать достойным этого имени.
И первое, что говорит Бог человеку, это слово о его доме, о его душе и теле. Евангелист Лука употребляет слово ὑποδέχομαι, то есть Закхей «оказал гостеприимство». В доме у Закхея Христос провел достаточно времени, чтобы рассказать притчу о талантах, потому вполне можно говорить об их совместном ужине.
Речь идет о Евхаристии ещё до Тайной вечери: о трапезе со Христом, которая становится началом новой жизни человека. И это первое причащение Закхея становится символом радикального изменения жизни мытаря, началом абсолютного поворота ко Христу, то есть покаяния. И дело тут же подтвердило его намерение – Закхей отказывается от неправедно нажитого состояния, чтобы восстановить нарушенную собою же справедливость…
Сегодня мы празднуем и память святых новомучеников и исповедников Российских, а так же молимся об упокоении не прославленных церковью людей, пострадавших за Христа от рук своих же соотечественников.
У святых отцов можно встретить довольно дерзкую мысль, что каждый из нас в той или иной степени «вор», потому что использует данную Богом жизнь совсем не так, как предлагает нам Податель жизни.
В этом смысле и жизнь русских людей до революции была далека от совершенства. Призванные к преображению своей жизни, в массе своей русские люди знакомы были с Евангелием лишь по целованию его на аналое. Но, видимо по молитвам матерей, совесть, хоть и дремала, но не умирала совсем. И когда наступил час исповедания веры, многие из тех, кто прежде жил довольно расслабленно и не всегда добродетельно, нашли в себе силы выбрать уход из этой жизни ради жизни со Христом. В «стране Закхеев» пробудилась вера даже там, где её и не ожидали увидеть – среди интеллигенции, военных, философов. Господь принял людей, омывших свои ошибки своей кровью – в буквальном или переносном смысле, как исповедники.
Зачем Русская Церковь из года в год предлагает нам об этом вспоминать?
В первую очередь, чтобы напомнить, что независимо от того, какого мы «роста», то есть достатка, образа жизни, все обстоятельства нашей жизни и само наше тело, всё может стать либо средством для достижения вечного спасения, либо послужить нашей гибели.
Мы все грешники и, как Закхей, заглушаем голос своей совести, но когда звучит: «со Христом ты или нет?», важно исповедовать Бога.
Эти слова могут звучать не только буквально, во время прямых гонений, но и при всех проверках нашей веры – это смерть наших ближних, болезни, неудачи, проблемы в семье и на работе, несправедливость вокруг и многое другое. И дай Бог каждому из нас мужества, крепости, силы и веры святых новомучеников – простых людей, стоявших в этих же храмах сто лет назад, и еще не знавших, что приближается период кровавого озверения, который коснется их соотечественников. Дай Бог, чтобы такие события не повторялись больше никогда. Может, хватит нашему народу разума и сил менять что-то в своей жизни без пролития рек крови и издевательства на своей верой и Церковью.
Грех, в переводе с греческого, это ошибка, непопадание в цель. У нас в жизни много ошибок, и наша задача помешать им сделать самую главную – пройти мимо Христа, уходя из этой жизни, пройти мимо Царства Небесного.
Святой Закхей и новомученики не промахнулись, нашли Бога в своей жизни. Это цель и пример для нас. Поэтому мы о них и вспоминаем, им молимся. Поэтому с верой приступаем к таинственной трапезе причащения Святых Христовых Таин.
К сожалению, обедая с Господом, мы не меняем своей жизни раз и навсегда, как Закхей. Это процесс может затянуться на десятилетия. Но слава Богу, если этот процесс идет. Пусть хоть так. Важно, что в той трапезе, которую мы постоянно разделяем со Христом, мы нашли, встретили Бога, зовущего нас к Себе. И тогда мы из Зекхеев-мытарей становимся Закхеями-христианами. Становимся верными Христу. А что это значит? Даже тогда, когда не хочется, поступать по заповедям Божиим. И тогда мы слышим голос Бога, и это помогает нам прийти к Нему и сейчас, и в тот момент, когда мы будем уходить из этой жизни.
Поэтому мы и вспоминаем о Закхее и новомучениках перед вхождением в Великий пост: время особого покаяния, не как самоедства и самобичевания, а как поворота к Богу, жажды Бога.
А Он уже ждет нас. Уже стоит у дерева нашей жизни, куда мы забрались за эти годы, зовёт нас по имени и предлагает таинственную трапезу в неизреченном Царстве, где нет уже наших болезней, вздохов, потерь и печали.
Аминь.
Проповедь нашего настоятеля о.Силуана на сегодняшней праздничной литургии
Опубликовано Петропавловская церковь в Парголово Воскресенье, 27 января 2019 г.