Проповедь на Божественной Литургии 6 ноября 2016 года.
6 ноября 2016Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня Святая Церковь чтит день памяти Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима — Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона, действительно, есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы — и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года. Так же мы знаем о чуде явленном на этой иконе у нас в Петербурге в 1888 году, когда молния ударила в стоящую рядом с этой иконой церковную кружку и медные грошики бывшие в этой кружке рассыпались по иконе и намертво впаялись в этот образ. Вот в нашем Храме все мы можем возносить молитвы перед списком с этой иконы, которая носит название «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) и просить Божию Матерь, чтобы Она умолила Господа обратить все наши скорби в радость о спасении.
За сегодняшней Литургией читалось Евангелие, в котором мы слышали из уст Христа притчу о богаче и Лазаре. Один богач пиршествовал блистательно. А у его ворот лежал нищий с именем Лазарь, который желал напитаться крошками со стола богача. Он был в струпьях – гнойных ранах и псы приходили, и лизали эти раны. Когда нищий умер, ангелы отнесли его в рай на ложе праведника Авраама. Тогда же умер богач и попал во ад. И вот будучи в аду он поднял глаза и увидел Лазаря на ложе Авраама, и возопил о том, чтобы Авраам послал Лазаря, с тем, чтобы тот, омочив свой палец в воде, прохладил язык богача и тем самым уменьшил его мучения в адском пламени. На что Авраам ответил богачу, что здесь на земле богач уже получил «доброе» в жизни своей, а Лазарь – «злое». И вот теперь после окончания земной жизни их разделяет непроходимая пропасть. Лазарь утешается в раю, а богач страдает в аду. Тогда богач попросил, чтобы Авраам послал Лазаря в дом его отца, с тем, чтобы засвидетельствовать перед пятью братьями богача неизбежность адских мук и предупредить их об этом, чтобы «они не пришли в это место мучения». На что Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки. Пусть их слушают». Тогда богач говорит: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». И в ответ Авраам произносит: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).
Господь в каждой притче преподает нам определенный урок, определенное назидание, которое мы должны усвоить и применить к своей жизни. В данном случае, чтобы не оказаться на месте богача. Если мы, как и древние иудеи не сможем услышать пророка Моисея, чтобы научится жить по заповедям Божиим, того множества пророков, которые говорили о Боге, то и Воскресший Христос не убедит нас ни в чем. Мы слышим слова Христа, умиляемся Его учению и принимаем его. Но кто из окружающих людей может узнать в нас учеников Христа, так как две тысячи лет назад народ легко узнавал их в лице Его ранних учеников и апостолов?
Их можно было узнать по той непостижимой для того времени братской любви одного к другому. По жертвенной любви ко всему миру. Они были готовы отдать свою жизнь для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий, мог поверить в благовестие Христово и ожить для новой жизни.
Когда мы слышим эту притчу – мы думаем о богаче и Лазаре. Но притча то сия обращена ко всем нам. Разве мы не похожи на этого богатого человека? Какими богатствами мы обладаем? Мы познали Христа, его учение, его благодать, нам даны Таинства. А рядом с нами живут тысячи людей, которые нуждаются в том, чтобы мы поделились этим дарами. Но мы бываем скупы и живем для себя, как тот богач. И вот, чтобы не разделить его участь, нам необходимо научится отдавать себя, отдавать наши богатства ближним, через служение им. Ибо мы призваны Господом быть слугами, а не властителями в этой жизни – служить друг другу, не стараясь сохранить что-то для себя и самого себя. Как взращивается урожай пшеницы для того, чтобы накормить таких голодных, как Лазарь, так и мы должны взрастить в себе урожай добродетелей и главное любви для того, чтобы раздать его без остатка окружающим нас людям. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2).
Иерей Сергий Чечаничев.