Игумен Силуан (Туманов). В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ, 3 апреля 2016 года
2 апреля 2016Сегодня можно много сказать прекрасных слов о крестоношении, о значении Креста Христова в нашей жизни. Рассуждать о словах Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. VIII, 34 — IX, 1).
Эти слова нам, из года в год ходящим в храм, исповедующимся и причащающимся, давно известны. Мы знаем и о необходимости терпеть болезни и скорби, и о необходимости смотреть на всё с точки зрения вечности, а не своего эгоизма.
Но проблема наша не в том, что мы не знаем красивых слов, а в том, что эти слова редко находят подтверждение в наших красивых делах.
Почему же мы не часто торопимся делать то, во что верим и важность чего признаём? И ведь нельзя сказать, что мы ничего не делаем. Трудимся, молимся, воздерживаемся, постимся. Но почему нет жизни в наших делах?
Потому что наполнить жизнью все схемы и рассуждения может лишь Тот, Кому мы каждый день молимся, и о Ком каждый день забываем: Господь Иисус Христос.
Потому что мы верим в Бога, но не доверяем Ему. Не доверяем Его силе. Не делаем шаг навстречу.
На канонических изображениях Распятия мы видим Христа, парящего над Крестом. Не безвольно провисшего под тяжестью своего мертвого Тела, а держащего весь мир – и Землю, и Небо – в своих распростертых навстречу каждому человеку объятиях. «Он раскинул руки Свои на Кресте, чтобы обнять всю вселенную» — сказал о распятом Христе святитель Кирилл Иерусалимский.
Господь поддерживает этот мир Крестом, давая понять, что подлинное величие и сила в самоотречении. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её».
Но самоотречение – это не безволие и не слабохарактерность, не потакание злу. Это отказ от гордости. Более того, это отказ от слабости.
«Увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» те, кто понесут свой крест. А нести крест – это значит помогать Богу, сотрудничать с Ним. Поддерживать мир святостью, оптимизмом, радостью, разумом, светом своей души.
Постоянно видя горе, смерть, грех и скорбь, и при этом сохранить веселое, бодрое настроение — это нести свой крест.
Делать это не из равнодушия к окружающим, а из любви к Богу и людям — это нести свой крест.
Видеть во всех людях образ и подобие Божие и стараться во всех обстоятельствах помочь людям примириться с Богом — это нести свой крест.
Сохранить ровность духа тогда, когда тебя выводят из себя ближние — это нести свой крест.
Не скатиться на нравоучение и раздражение, видя тупость и самоуверенность ближних — это нести свой крест.
Не злорадствовать после признания своей правоты и не отчаиваться, из раза в раз встречаясь с неблагодарностью — это нести свой крест.
Ни разу не сказать ближнему, что он глуп, а стараться помогать ему — это нести свой крест.
Четко разделять в жизни то, что ведет к общественному благу и к спасению души и принимать решения, бывающие внешне скандальными, но ведущими к Царству Небесному — это нести свой крест.
Не бояться выглядеть смешным, выглядеть ребенком на фоне серьезных и напыщенных людей, маниакально заботящихся о своем имидже и при этом через одного оказывающихся гнилыми и пустыми — это нести свой крест.
И если мы не видим в себе сил для такого практического благочестия, то это значит, что мы еще не встретились в этой жизни с Богом. Его Жертва, принесенная ради нас, его Распятие прошло мимо нас.
И это – главная трагедия нашей духовной жизни.
Поэтому в середине поста Церковь предлагает нам вспомнить о Кресте особо: не как повод сказать и спеть красивые слова, а для проверки своей жизни: несём ли мы свой крест? «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
***
Мы слабы на добро. Именно поэтому мы и приходим ко Кресту, ожидая помощи от Бога. Но Бог даёт силу только тем, кто намерен поступать по правде, иначе Крест остаётся лишь укоряющим символом.
Силу Божию получает тот, кто берется за святую ношу. И, хотя эта ноша постоянно кажется нам превосходящей наши силы, мы не одиноки, потому что именно здесь, у Креста, мы встречаем Воскресшего Бога.
Кровь и Вода, исходящие из Его ребр, становятся в Церкви Тайной Чаши Евхаристии, призывая нас к бессмертию, помогая преодолевать себя. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. IV, 16).
Аминь.