Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в субботу первой седмицы Великого поста 28 февраля 2015 года
3 марта 2015
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Священное Евангелие вместе с нами идет в течение Великого поста и подсказывает нам как должно, как достойно проходить постное поприще.
Совсем недавно мы с вами слышали Евангельское чтение об истинной молитве: о том, какой она должна быть, о том, какой должен быть пост. И вот сейчас, уже после недели первых наших скромных подвигов, после недели постного воздержания мы с вами слышим другое евангельское чтение (Лк., 4 зач., I, 39-49, 56). Оно предостерегает нас от чрезмерного увлечения внешней стороной поста, предостерегает от чрезмерного увлечения подражанию христианскому поведению, православным нормам жизни без стяжания внутри себя того Духа, который все эти формы делает осмысленными и правильными.
Мы с вами слышим в Евангелие как Христос с учениками шел по полю и ученики захотели есть. Они срывали колосья, растирали их в руках и зерно ели. В Евангелие сказано, что за учениками шли фарисеи и «назираху» их, то есть следили, что бы еще такое сделали Христос с учениками, как бы еще они нарушили закон, чтобы их и в этом упрекнуть.
И вот какая радость этим завистливым и злобным людям! У них на глазах, в субботу, когда нельзя иудеям трудиться, Христос с учениками не только «мелет зерно», растирая его руками, но и исцеляет больного человека. И они тут же осуждают Его.
И вот не часто ли получается так, дорогие братья и сестры, что мы с вами «назираем» за жизнью других людей? В чем они еще согрешат, что они еще такого сделают, чтобы показать на них пальцем и сказать: «вот смотрите, ваш мир вообще во зле лежит, и сами вы все грешники, а вот в этой Европе вообще беда какая-то сплошная происходит, вот там-то еще что-то происходит, а мы с вами, слава Тебе Господи, русские и православные, только мы и спасёмся!»
Конечно, слава Богу за то, что мы русские и православные. Но это еще не значит, что спасение души нам дадут просто так, без труда и молитвы. Это только наша форма. А надо заботиться о том, что бы форма наша всегда наполнялась содержанием, чтобы у нас в душе горел огонь веры, который делает осмысленным все то, что мы делаем в жизни.
Мы осуждаем других за мелочи, а большого своего повреждения не видим! Господь жестко и четко осуждает такое отношение к жизни, «воззрев на фарисеев с гневом, скорбя об окаменении сердечном их».
Господь исцелил человека, имевшего расслабленную руку. И тем самым подтвердил: все церковные установления, все правила и обряды существуют не для того, чтобы отягчить нашу жизнь, а чтобы привести нас к Богу! «Суббота для человека, а не человек для субботы» — напоминает нам Господь, усмиряя ретивые сердца постников, готовых ненавидеть всех, кто не постится вместе с нами.
У нас ведь часто можно услышать рассуждения среди православных христиан: «Вот такие-то во время поста, смотрите, какие безобразия делают! А вот эти тоже во время поста безобразничают, и вот так вот во время поста нельзя себя вести!». Или, например, позовут нас куда-то в гости, порадоваться чему-то или помочь, а мы говорим: «Ой, нет! Вы знаете, у меня же пост! Я не могу, мне некогда!» Конечно же, и об этом говорится в Евангельском чтении. Мы слышим о том, что в первую очередь каждый из нас должен иметь открытыми глаза своей души. Открытыми, чтобы видеть проблемы, окружающие нас, проблемы других людей и возможности их решения. Мы не всесильные и не всемогущие, но, по возможности, надо помогать людям в разрешении этих проблем, вот в этом суть поста.
Если мы стяжали в своем сердце любовь к ближнему, хотя бы понемногу, то, в таком случае, пост наш имеет смысл и силу. Если же нет, то мы уподобляемся фарисеям, которые не видят повреждения своей души, окаменения своего сердца, но лишь смотрят за теми, кто и как вокруг нас что нарушил, и испортил.
Никакие рассуждения ни о каком повреждении мира не должны поколебать нашу готовность молиться за весь мир и помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.
Вот это должное и в Евангелии предписанное нам настроение и поведение во дни Святого Великого поста.
Аминь.