Игумен Силуан (Туманов). Проповедь в праздник Успения Божией Матери 28 августа 2016 года
1 сентября 2016Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
С горы Преображения апостолы сходили весьма вдохновлёнными. Казалось, что раз они были свидетелями великого и невероятного чуда, им теперь открыты тайны Царства Небесного. Теперь они сами могут исцелять, пророчествовать, творить чудеса… Они будут «славными» людьми – носителями людской славы!
И вот, спустившись, они видят, как их собратья не могут исцелить беснующегося человека, о чём мы сейчас слышали в Евангелии (Мф. XVII, 14-23). Более того, Господь вместо ободрения и утешения называет не только апостолов, но и всё их поколение родом «неверным и развращенным», показывая, что и причастники чуду, и те, кто не верит в ми́ссию Месси́и, все они единый неверный род!
Почему? А потому что мало быть свидетелем чуду, даже мало быть участником чуда. Необходимо что-то вынести из этого чуда для своего спасения.
И это «что-то» должно помочь изменить свою жизнь. И тогда от нас, как тесто от закваски, будет меняться жизнь окружающих нас людей.
Но как апостолы тогда, так и мы сегодня не сразу видим необходимость личного преображения.
С глубокой древности все убеждены, что достаточно найти нужного политика, и жизнь общества изменится. Но один политик сменяет другого, а мир во зле лежит. И меняется всё только тогда, когда меняется отношение людей к этой жизни, к окружающим людям, идущее из глубокого смирения, идущее из понимания того, что мы, по крупному счету, недостойны Божиих даров. А всё, что даёт нам Бог – это дар! Дар, за который надо благодарить, дар, за который надо прославлять Бога!
Слушая сейчас святое Евангелие, трудно не заметить, что когда мы празднуем Богородичные праздники, то почти всегда читаем одно и то же Евангелие (Лк. X, 38-42; XI, 27-28).
Богородица постоянно в тени Писания, смиренно отходит на второй план. Более того, о жизни и смерти Пресвятой Богородицы до V – VI века практически никто не писал и не говорил. Это свидетельство Её смирения.
Будучи Матерью Творца Неба и Земли, будучи Матерью Господа, вошедшая в чудесную тайну мироздания и спасения человечества, Она показывает нам, как должно христианину относиться к окружающему нас миру.
Вот что мы можем вынести из чуда, из нашего призвания в Церковь.
Какими сошли апостолы сходили с горы Преображения? Считающими себя особенными людьми с особенными правами и полномочиями. И Господь вразумляет их. А какими они выходили из гробницы Пресвятой Богородицы? Смиренными, понимающими, что без всяких заслуг и достоинств, лишь по милости Бога позваны Христом в Церковь. Нет ни превозношения, ни надменности. Люди, обладающие даром исцелять, творить чудеса, считают себя лишь орудием Славы Божьей.
Еще вчера они были рыбаками, не знающими глубин богословия. Их знакомство со Священным Писанием ограничивалось лишь слушанием чтений каждую субботу в синагоге. Но когда Господь просветил их разум, они написали удивительные, вдохновенные слова, не устаревающие на протяжении глубины веков. И это результат их смирения перед Богом.
Так должно быть и в нашей жизни!
Празднуя в храме священные события, молясь в храме на праздничном богослужении, мы духовно присутствуем и в пещере гроба Пресвятой Богородицы, и на горе Преображения. Но что мы выносим из созерцания этого чуда, что мы выносим из этих святых мест? Ощущение своей особой избранности, сопряженной с пренебрежением к тем, кто не пришел в этот день в храм, к тем, кто не чувствует радости Божьей? Или мы начинаем что-то менять в своей душе, делая себя закваской для преображения этого мира?
Господь призывает нас ко второму! Господь призывает нас, приобретя смирение, или хотя бы пытаясь его приобрести, идти в этом мир, будучи живой проповедью Евангелия.
А когда мы проповедуем Евангелие? Не тогда, когда мы его зачитываем перед другими людьми и используем цитаты из него. У старшего поколения еще в памяти, как Евангелие цитировали профессора атеизма. Но от этого они не становились ближе к Богу, не становились проповедниками Христа! Цитирует Ветхий Завет и сатана, искушая Господа.
Поэтому нам мало просто выучить отрывки из Евангелия на все случаи жизни. Наше цитирование Писания происходит из желания понять, к чему оно нас призывает, и попытки воплощения этого в нашей жизни.
Да поможет нам Пресвятая Владычица Богородица осознать необходимость подлинного изменения своей жизни. Не внешнего подражания высоким книжным образцам, а именно внутреннего преображения. И отсюда осознания того, чем мы можем помочь этому миру. Каким должно быть христианское отношение к вызовам извне. Если мы пытаемся на каждое оскорбление отвечать бо́льшим оскорблением, то мы ничему не научились. Если мы надменны, высокого о себе мнения, пытаемся увидеть во всем поругание наших религиозных чувств, мы ничему не научились.
Потому что подлинный враг каждого христианина – это он сам! Мы сами себе препятствуем взойти на гору Преображения, препятствуем себе слететься на облаках ко гробу Пресвятой Богородицы, если не желаем понять суть этого праздника со смирением и кротостью. Если не желаем научиться различать, где пассивность, лень, безволие и потакание страстям, а где подлинная кротость и смирение, сопряженные с мужеством и активной жизненной позицией, с пониманием, что и как надо изменить, построить в этой жизни.
Помоги нам, Господи, найти главное, отметая второстепенное! И верим, что Царица Небесная поможет нам так же, как помогала поколениям христиан, бывшим до нас.
Аминь!