Игумен Силуан (Туманов). Проповедь в Храме свв.апп. Петра и Павла 6 января 2017 года в Рождественский сочельник
15 января 2017Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братия и сестры!
От всей души поздравляю вас с навечерием Рождества Христова, которое в просторечии называется Рождественский сочельник. Сейчас только что была совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого – самая длинная православная литургия.
Богослужение длилось больше 3-х часов, поэтому каких-то длинных проповедей говорить уже не будем, оставим все красивые слова на ночь.
Напоминаю вам, что сегодняшний день — это предпразднство Рождества, то есть предощущение, предожидание праздника.
Вечерня, которую мы сейчас совершили перед литургией, должна совершаться по Уставу гораздо позже, ближе к вечеру. И в древности люди между ней и ночным богослужением из храма уже не расходились. Оставались в храме и ждали ночного богослужения. А так как в храме пищу сварить невозможно, то поэтому вкушали между службами распаренную пшеницу с мёдом. И это пшено – со́чиво – и дало название сегодняшнему празднику – Соче́льник.
По народной традиции сегодня не едят «до первой звезды». Но это не церковная традиция, а чисто народная. Почему она появилась? А потому, что вечернее богослужение Рождества совершалось уже когда стемнеет, поздно. И когда люди выходили на улицу, на ночном зимнем небе уже сияли звезды. И не есть до окончания вечерни, соответственно, и было не есть до первой звезды.
Сейчас мы заканчиваем вечерню задолго до темноты, поэтому вы уже соразмеряете пост и вкушение пищи каждый по своим силам. Чтобы так не получилось, что в погоне за соблюдением первой, второй, третьей звезды вы внезапно обессилите и не сможете в должном бодром расположении духа прийти на ночную молитву в храм.
Помните, что главное, а что второстепенное. А что главное? Главное причаститься святых Христовых Тайн сегодня ночью со страхом Божиим. С пониманием того, что мы, вкушая часть святыни, причащаемся всему Телу Христову, как мы слышали сегодня в молитве святителя Василия Великого: «нас же всех, причащающихся части Тела и Крови, соедини в единого Духа Святаго общение».
То есть наша задача не просто встретить праздник, не просто красивые какие-то песнопения спеть, украсить ёлочки. Мы всё это делаем для того, чтобы встретить в своей душе Христа.
А как мы встречаем в своей душе Христа? Когда выгоняем из своей души всё то, что противно Богу. А что противно Богу? Ложь, злоба, ненависть, пренебрежение другими людьми, сплетни, зависть — всё то, что греховно. Вот это и противно Богу. И вот в той мере, в которой мы всё это выгоняем из своей души, в той мере Христос вновь и вновь в нас рождается.
И не будем больше необходимого уделять внимания кухне, каким-то праздничным особенностям стола… Я тут недавно с удивлением узнал, что некоторые православные убеждены, что если православный христианин гуся с яблоками на Рождество не запечёт, — всё, праздник не удался! Какой там Христос? Что вы! Гусь с яблоками – вот что самое главное! И если сочиво не съесть в Сочельник, то какой же это праздник?!
Один человек из Франции мне написал, что среди эмиграции, наши соотечественники, уехавшие из России в 1917-ом году, до сих пор могут на Всенощную не пойти в храм, но обязательно устроят семейный ужин с сочивом, узваром, то есть вот компотиком из сухофруктов. Это свято соблюдается, это великий Рожественский обычай русского народа! И когда этот человек, а он регент православного хора, стал удивляться: «Погодите, а служба как же, и вообще, Сочельник это же не из-за этого?», ему говорят: «Вот вы совсем в коммунистической России все православные обычаи позабывали». Он говорит: «Да причем здесь коммунистическая Россия?! Откройте Типикон!». Ну, хорошо – открыли: «Ой, и вправду, и действительно! Оказывается всё совсем по-другому!»
Поэтому, в чём-то сегодняшние наши обычаи даже выше и осмысленнее, духовнее, чем те обычаи, которые были до революции. Это удивительная милость Божия: пройти России через все эти жестокие испытания, столько потерять, но не потерять самого главного – истовой веры и понимания того, во что, в Кого мы верим и зачем.
Дай Бог, чтобы нам вступить вот в этот год столетней памяти русской смуты, двух русских революций, начала убийств новомучеников и исповедников российских, тысяч убитых наших соотечественников в 1937 году, принесенных в жертву непонятно чему… дай Бог, чтобы нам, вспоминая всё это, помнить, что как бы не силен был злой человек, а Бог сильнее всех. И в конце всего победит Христос!
Аминь!