Игумен Силуан (Туманов). Проповедь после Литургии 28 января 2017 года в храме святителя Луки Крымского
5 февраля 2017Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех поздравляю с окончанием субботней литургии. Благословение Божие преподано нам на этот день и, дай Бог, на все дни нашей жизни. Причастников особо поздравляю с причащением Святых Христовых Тайн и надеюсь, и верю, что всем нам они будут во здравие души и тела, на всякую пользу изрядну, как об этом мы молимся, и как мы верим.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о силе веры, о том, что если вера у нас будет размером с горчичное зерно и мы скажем горе сдвинуться с места – она сдвинется (Лк. 17, 3-10).
Как отмечают исследователи Священного Писания, здесь речь идёт не об изменении ландшафта Земли по своему усмотрению, а о том, что с приходом Христа поклоняться Богу стало возможно в любой точке мира. О какой горе говорит Христос в этом образном сравнении? Он говорит о горе Гаризи́м, которую самаряне считали единственным местом для истинного послонения Богу. Теперь, после Боговоплощения не надо идти в какое-то особенное священное место, подниматься на какую-то особенную гору, потому, что везде, где будет поставлен Храм Истинному Богу, будет возможно истинное поклонение в духе и истине. И человек по силе своей веры получает просимое.
Но мы с вами прекрасно понимаем, что если в житиях и описана какая-то сила веры, то у нас с вами вера довольно слабенькая, иногда вообще бессильная.
Но и не стоит отчаиваться и в этом случае. Мы помним с вами как один из персонажей Евангелия восклицал: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Эти слова полезно нам вспоминать тогда, когда на душу накатывает отчаяние, уныние, раздражение, когда мы вдруг понимаем, что живём совершенно не так, как необходимо жить православному христианину, и ничего не можем с этим поделать. Когда мы понимаем, что веры у нас не хватает практически ни на что. Что нам гораздо приятнее со своими привычками, приятнее лелеять и холить свой характер, нежели что-то менять в своей жизни.
А нам не стоит опускать руки и говорить: «Ну, Господи, уж какой я есть – такой есть. Бери меня таким». Это значит, что хоть мы приходим к Богу в том состоянии, в каком находимся, но должны быть готовыми к тому, чтобы Бог нас менял.
Изменения эти происходят самыми разными путями. У кого-то это происходит через жизненные трудности, у кого-то через радости, через встречи с другими людьми, через знакомство с книгами, которые переворачивают наше сознание, помогают многое осознать и переосмыслить. Все происходит по разному. Главное, как говорил один из святых Православной Церкви, — не то, чего мы достигли, а в каком направлении мы движемся. Потому что если мы с вами не идем ко Христу, то бесполезно в нашей жизни всё. Нам не поможет ни здоровье, ни болезни, ни радость, ни печаль.
Поэтому самое главное в нашей жизни, это понять, где же дорога ко Христу и как нам на неё надо встать. И вот об этом мы постоянно у Бога просим, об этом и молимся, и собственно этому и посвящены наши с вами совместные ежевоскресные богослужения, которые не тяжелое бремя, выдуманное праздными людьми, а заповеданы ещё самими апостолами.
Собственно этому и посвящены все наши попытки вести духовную жизнь, читать литературу, читать утром и вечером молитвы. Но надо помнить, что что бы мы с вами не читали, как часто и куда бы мы с вами не ходили, если мы не готовы хотя бы пытаться менять отношение к другим людям, то мы еще не стоим на пути ко Христу. Потому что Господь сказал: «По тому узнают, что вы мои ученики, что вы имеете любовь между собою».
Что за «зверь» это такой, — любовь — сказать очень сложно. Матери любят своих детей, дети любят своих родителей, все мы должны любить Родину. А вот что такое любовь? Когда дело доходит до дела, мы не понимаем.
Это тайна, загадка, ответ на которую необходимо искать с помощью, конечно, подсказки святого апостола Павла. И, я думаю, вы помните о чем я говорю: «Любовь долготерпит, любовь милосердует, любовь не ищет своего, не раздражается, не ищет зла…» (1 Кор, 13).
И как только мы начнем себя заставлять относиться к ближнему по-другому, это и будет знаком того, что мы если не идем по пути Христову, то хотя бы встали на него.
Раздражает нас какой-то человек своими словами, придирчивостью, как нам кажется, глупыми действиями, а мы понемногу своё раздражение пытаемся уменьшить, поменьше не реагировать на эти слова, поменьше раздражаться.
Я думаю, каждому известно состояние души, когда, например, человеку зарплату выдали, или что-то где-то удалось. И идёт человек по городу, ему и погода хорошая, и жизнь мила. И вдруг встречается с тем, кто его обычно оскорбляет, слышит какое-то злое слово, а уже и внимания не обращает, ну мало ли, говорят и говорят. А вот когда на душе кошки скребут, когда погода плохая, когда зарплата кончилась и т.д., слова оскорбления прямо в душу, вглубь проникают и уязвляют. Оказывается, что не столько слова нас уязвляют и оскорбляют, сколько наша готовность или неготовность их отразить, защититься.
Такой защитой может быть молитва, и постоянное поддержание себя в бодром жизненном тонусе. И это очень важный момент, я бы даже сказал, аскетический, то есть ведущий к спасению души. Не случайно апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, и за всё благодарите» (1 Фес. 5, 16).
Но как мы можем всегда радоваться? Мы же не будем хихикать и по городу так ходить с утра до вечера! Это неправильно. Скажут – больные какие-то! Наша радость должна быть несколько другого рода – мы должны все время находить в окружающей нас жизни что-то позитивное, чему мы можем в душе улыбнуться, чему можем порадоваться. И этот поиск позитивного – тоже аскетический путь, путь к нашему спасению.
Ну вот, столько советов надавал, дай Бог чтобы и сам им следовал, и вам они принесли пользу.
Всех ещё раз поздравляю с причащением Святых Христовых Тайн, всех благодарю за совершение богослужения, за благолепное чтение, пение, за молитву в храме. Дай Бог, чтобы это нам всем пошло на пользу.