Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Родительскую субботу 14 февраля 2015 года.
17 февраля 2015
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие, братья и сестры!
Сегодня родительская суббота, мясопустная суббота, которая по уставу церковному предваряет наш вход в святой Великий пост. Осталась одна неделя и скоро мы с вами будем петь великопостные песнопения на первой седмице, каждый день приходить в храм Божий и молится Господу Богу, прославлять Его за великие благодеяния, и приносить посильные дары покаяния. Что такое родительская суббота? Родительская суббота — это особое торжество Церкви. Вы можете удивиться. Почему торжество?! Ведь заупокойная служба у нас всегда ассоциируется с особой скорбью, печалью. И песнопения выбираются в основном минорные, грустные. И сами погребальные богослужебные особенности настраивает нас на лад скорее печальный. Но если мы с вами вслушаемся в те тексты, которые поют хоры, священнослужители, то мы услышим, что там нет особой печали и, тем более, нет уныния, отчаяния. Там надежда на то, что Господь наш Иисус Христос, добровольно принявший на Себя смерть, и воскресший, и нас, умирающих с ним, и жившим под знаменем Его имени, также воскресит с Собою. То есть все наши заупокойные песнопения, это песнопения, в первую очередь, надежды. Конечно к ним присоединяется и скорбь, столь естественная наша скорбь, оттого, что уходят из жизни люди, с которыми нам было хорошо, комфортно, а также уходят из этой жизни люди, перед которыми мы не до конца покаялись, не попросили у них прощения, не все сделали для того, чтобы они ушли из этой жизни, примирившись с нами.
Много причин по которым мы скорбим и печалимся в этот день, но мы должны помнить, что в первую очередь сегодня совершается молитва надежды, молитва нашей веры. Потому что если в нас есть вера христианская, то все остальное тоже имеет смысл. Если же в нас нет веры, если суета дней, искушения лукавого, расслабленная наша жизнь расшатали нашу веру, то в таком случае горе нам, потому что единственное, что у нас есть ценного, это наша вера. Обратите внимание, когда мы приходим просто помолиться за своих усопших в какие-то определенные дни памяти, годовщины, это выражение нашей надежды, нашей личной веры. А когда мы собираемся в дни родительских суббот, то мы молимся уже за всех усопших православных христиан. Не только за тех, кто умер в нашем роду, в нашей семье, но и за всех ушедших с поверхности земли от лет древних. И это тоже выражение нашей веры, а также выражение того, что мы все вместе с вами единая Церковь Христова, с едиными упованиями, с единой надеждой. Не каждый живет своей маленькой верой, не каждый живет своим маленьким упованием, но мы все вместе собираемся на общую молитву, и именно поэтому Господь ее и слышит. И более того! Именно потому Господь слышит наши маленькие, частные просьбы, потому что мы часть единой Христовой Церкви.
Завтра мы будем вспоминать особо о Страшном Суде, и сегодня уже в Евангелии мы слышим некое предвестие завтрашней темы (Лк., 105 зач., XXI, 8-9, 25-27, 33-36). Мы слышим с вами о том, что конец света будет сопровождаться многими страшными знамениями, многими событиями, потрясающими воображение людей. Действительно, сегодня мы с вами часто слышим и от фантастов, и от ученых разные страшилки о том, как может погибнуть Земля. Во многом это потому, что уже давно в Евангелие описаны признаки приближения конца света: «…будут знамения на солнце на луне, и звездах, на земли туга языком». В переводе с церковно-славянского «туга языком» это томление народам, особенное скорбное томление духа, которое можно назвать унынием. Народ будет погрязать в унынии, и мы частично это уже с вами видим сегодня. Сколько у нас существует юмористических передач, сатириков, клоунов? А радости особо-то не становится больше на Земле, уныние овладевает народами. Оно происходит от «нечаяния», то есть от неожиданных событий, от «шума морскаго и возмущения», то есть цунами и подобных катастроф. Жители Японии это уже знают довольно хорошо, к сожалению. То есть беды, катастрофы, катаклизмы — это напоминание нам, что Земля потихонечку, исполнив свое предназначение, тоже умирает. «Издыхающим человеком от страха, и чаяния грядущих на вселенную», И это сегодня нам знакомо! Регулярно нам сообщают, что очередная комета летит на Землю, и все живое на Земле погибнет. И люди все это так близко к сердцу принимают, что «издыхают от страха» по слову евангельскому.
Все эти предзнаменования показывают нам, что если мы не будем ко всему на белом свете относится с верой, с надеждой на Бога, и упованием, то мы легко будем уловлены в сети, о которых дальше говорит Господь в Евангелии: как сетями будут ловиться люди в уныние, скорбь, отчаяние. И не случайно говорится дальше, «внемлите себе» — то есть особо внимательно смотрите за своей жизнью, «и не отягчат сердца ваша объедение, пьянство и печали житейские». Слышите? В одну строчку идет объедение, пьянство и печали житейские. Вот через неделю начнется пост, и мы с вами, как правило, больше будем заботиться о том, что нам съесть, что нам не съесть. Будем читать состав продуктов, если там яйца, молоко или еще что-нибудь, как бы нам через вкушение какого печеньица или иного продукта не согрешить. Но то, что живем в печали, то, что погребены под суетой и хлопотами житейскими, это нас редко беспокоит. То, что у нас нет мира с ближними, то, что мы завидуем чужому успеху, то, что мы не даем другим людям дарования свои раскрыть в полной мере, потому что нам кажется, что это может ущемить наши таланты и дарования, это всё в нашей жизни есть, и даже не рассматривается как нарушение поста. Но это отравляет нашу жизнь, это нас печалит.
Поэтому Христос и показывает, что эти пороки одной природы — объедение, пьянство и печали житейские. И от всего этого надо воздерживаться. Собственно, пост — это некое спортивное время. Как для спортсменов есть специальное время тренировки, так и для нас пост это время духовной тренировки, когда мы с вами пытаемся в себе вырастить те чувства, которых прежде у нас было мало или не было совсем. Когда мы пытаемся становится христианами не только на словах, но и на деле. А то устами постоянно читаем и утренние и вечерние молитвы, а когда дело подходит до применения этих святых слов в жизнь, в нас поднимается что-то языческое, древнее, совершенно не похожее на тот образ, который нам предлагает Христос. Видите, совершенно не случайно эти тексты предлагаются перед Великим постом.
Конечно важно воздерживаться от продуктов питания, которые монастырский устав требует запретить во дни поста. Конечно все мы понимаем, что не у каждого есть сила все это в полной мере нести. Значит, нужно получить благословение в церкви, чтобы мера поста лично нам была послаблена, но чтобы это все равно был благословлённый церковью пост, благословлённое церковью воздержание. Но еще более важно, чтобы помимо заботы о еде, и питье мы самый главный пост хранили — воздерживали свое сердце от отчаяния, уныния, злых слов, злых мыслей, завести, прочих грехов. Чтобы в семьях своих, среди домашних своих мы воздерживались от резких слов, злых поступков. Это гораздо важнее чем съесть или не съесть кусок колбасы. Колбасу съели и забыли, а злое слово, которое мы в пост сказали своим ближним, оно еще долго эхом будет ходить по семье и по душам людей, и отравлять нашу жизнь. Так что же важнее?
Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем с вами пренебрегать предупреждениями Священного Писания. Мы немощны, мы слабы, в нас еще очень мало добродетели, очень мало стремлений и сил идти путем соблюдения Христовых заповедей. Но нас это никогда не должно ввергать в уныние, или в отчаяние, только в радость. Господь нас позвал к себе, нас вот таких вот грешных, грязных. Он зовет нас к себе всякий раз, и, слава Богу, у нас получается прийти в храм Божий и прославить Господа Бога, и помолится за наших усопших. Никто на этой земле не останется, все мы пойдем вслед за теми, кто ушел перед нами. И мы молимся с надеждой на то, что как мы поминаем ушедших наших предков, и ушедших других людей, о большинстве которых ничего и не знали, точно также и нас помянут, и о нас помолятся. Потому что мы единая Церковь. Вот именно поэтому родительская суббота — это праздник веры, надежды и любви, и доброй вечной памяти и об уже ушедших из этой жизни, и, в конечном итоге, о всех нас. Аминь.