Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на литургии в Неделю о расслабленном, 22 мая 2016 года
26 мая 2016Дорогие братья и сестры!
Радостным празднованием Пасхи Христовой закончились дни Великого Поста, и вот сегодня, уже в четвертую неделю после Пасхи мы вновь собрались в храме прославить воскресшего Господа.
Мы старались поститься и воздерживаться, чтобы с чистым сердцем встретить святой праздник. Но, ожидая определенного духовного роста от своих подвигов, можем с удивлением обнаружить, что в нашей жизни мало что изменилось. Не стало меньше грехов, также страдаем от своих страстей, также входят в нашу жизнь скорби, приходят болезни. И помогая нам понять, почему столь невелики результаты наших постных трудов, Церковь предлагает нам сегодня задуматься на тему того, что же такое болезнь, и какое значение она имеет в нашей жизни.
В предлагаемом сегодня евангельском чтении мы слышим о расслабленном – больном человеке, который много лет «ожидал движения воды», то есть сидел около целебного источника. Но так как никто из людей не помогал ему, он не мог получить исцеления. И лишь Господь наш Иисус Христос даровал ему то, что он так желал.
Это довольно многозначная история. Здесь мы можем увидеть указание на всё человечество, которое после грехопадения ожидало исцеления от проклятия греха и смерти. Но, как известно, ни закон обрядов и запретов древнееврейской религии, ни древнегреческая философия, ни какие-либо иные религии не давали человеку этого исцеления. И нельзя сказать, что Господь совершенно оставил людей. Проблески истины были в разных религиях Древнего мира, в прозрениях выдающихся философов древности. Но никто не мог исцелить человека от греха и даровать надежду на Жизнь вечную с Богом. Лишь Сам воплотившийся Бог исцеляет весь род человеческий через воду Крещения. Не через воду человеческой мудрости, от которой люди ожидали исцеления, а через воду смерти со Христом и воскресения вместе с Ним.
Но естественно, эта притча предлагается и для того, чтобы мы задумались не только о судьбе человечества, но и о промыслительном значении своих болезней.
Часто мы недоумеваем, почему в нашу жизнь приходят скорби и болезни. Вроде бы всё просто: праведники должны наслаждаться здоровьем, а грешники – поражаться тяжелыми болезнями. Но бывает так, что человек праведный, как праведный Иов, например, внезапно поражается тяжелой болезнью, а человек жестокий и блудный в благополучии и здоровье до преклонных лет спокойно себе грешит и наслаждается жизнью, и болезни его мало касаются.
Получается, что и болезнь и здоровье – это тайна. Почему они посылаются нам Господом и с какой целью, мы не знаем. Но вот сейчас мы слышали, что Господь, исцелив расслабленного, говорит: «Вот ты теперь здоров, иди и больше не греши, чтобы не заболеть тебе ещё больше!». То есть Сам Господь прямо связывает болезнь с грехом. И мы, преклоняясь перед тайной здоровья и болезни, понимаем, что нам здоровье даётся не для греха. И, соответственно, болезнь нам даётся не для уныния и отчаяния.
Расслабленный много лет ожидал исцеления. Да, он ждал его не от Христа, но он жаждал здоровья. Он надеялся, что найдётся добрый человек, который ему поможет. Но люди не помогали ему. Помог Сам Бог.
Эта история имеет параллель с событиями в России ХХ века. Наш народ после десятилетий атеистической болезни ожидал исцеления, не вполне понимая, откуда оно должно прийти. И наконец мы видим, как люди начинают освобождаться от атеистического дурмана, происходит возрождение христианства. И всё очевиднее, что помощь наша – от Бога, и стремление к соблюдению заповедей Христовых – это естественный путь духовного здоровья для нашего Отечества. Народ идёт в храмы Божии, может быть не в таких количествах, как хотелось бы, но идёт. Люди читают Священное Писание, стараются исполнять заповеди Божии, стараются меньше допускать греха в своей жизни. И вот на этом примере мы видим, что покаяние и есть цель и здоровья, и болезни христианина, которыми Господь нашу жизнь, как опытный врач, приводит к нужному состоянию.
Дорогие братья и сестры!
Каждый из нас в той или иной мере расслабленный. «Расслабленный» в переводе с церковнославянского и с греческого переводится как «парализованный». И в каждом из нас в той или иной степени есть паралич души, паралич воли, которая охотно склоняется ко злу и греху, но редко помогает нам сделать выбор в сторону добра.
У каждого из нас есть проблемы и болезни. И предлагаемое нам сегодня евангельское повествование должно нас, во-первых, приободрить и напомнить, что Господь в любой момент нашей жизни может придти к нам, и исцелить нас от наших болезней. И если это не происходит, то опять же это действие промысла Божьего, ждущего нашего покаяния.
Но зачем всё так сложно? Почему бы просто не прийти к нам и не помочь? Читая в Священном Писании о чудесах, которые были когда-то, мы задаёмся вопросом: а почему же чудес нет сегодня в нашей жизни? Почему тот расслабленный заслужил Богоявления и чуда, а мы нет? Ответ довольно простой. Помните, богач в притче просит Авраама: «пусть Лазарь придёт и моим родственникам расскажет, как здесь ужасно в аду. Если они узнают об ужасах ада, то покаются». На что ему Авраам говорит: «У них есть закон и пророки, и этого достаточно для покаяния».
И у нас с вами вместо чудес есть Священное Евангелие, есть Предание Церкви и творения отцов святой Православной Церкви. Читая их, мы можем получить всё, необходимое нам для спасения, помимо всякого чуда. Но для этого необходимо иметь определенную активность духовной жизни. Не сидеть духовно парализованным, расслабленным и годами ждать, когда нас кто-то возьмёт за руку и приведёт на какие-нибудь богословские курсы, на какие-нибудь особенные чтения или даст наконец-то какое-нибудь церковное послушание. А самим искать пути познания: где нам узнать об основах веры, как нам правильно понять Священное Писание, как нам применить свои силы, если у нас есть вдруг дополнительное время и желание послужить своему родному храму. В воскресной ли школе помочь, в уборке ли храма, в организации каких-нибудь церковно-культурных мероприятий помочь, или как-то ещё.
У каждого христианина должна быть активная жизненная позиция. Это и есть покаяние, а не пассивное сожаление о своих ошибках. Именно к этому призывает нас Христос, исцеляя от расслабленности духа. И если мы приходим в храм как пассивные созерцатели происходящего, то значит ещё не исцелены от нашего важного паралича – паралича души. Мы все ещё расслабленные.
Но от кого мы ждём исцеления? От наших ближних, которые когда-нибудь сбросят нас в исцеляющие воды человеческих знаний и мудрости? Или обратим наконец-то внимание на Христа, который всё это время стоит рядом с нами и зовет нас к полноценной духовной жизни в Боге? Вот на этот вопрос мы и должны ответить, и пытаемся ответить в течение всей своей жизни.
Дай Бог, чтобы этот ответ привел и к исцелению нашей души, и к встрече с Богом, и к подлинной пасхальной радости, которая уже сейчас и здесь является предначинанием Царства Небесного. И да поможет в этом нам Господь молитвами празднуемого ныне святителя и чудотворца Николая и всех святых.
Аминь!
Христос Воскресе!