Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Неделю Антипасхи, 8 мая 2016 года
9 мая 2016Христос воскресе!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня Церковь Христова празднует память апостола Фомы.
Также этот день называется Антипасхой, что в переводе с греческого означает день, находящийся с другой стороны пасхальной недели, «напротив» Пасхи.
Прошло совсем немного времени с пасхальной ночи. Мы с вами видели много народа в нашем храме. И даже вся территория вокруг была заполнена в ту ночь людьми. Правда, по статистическим подсчетам, в богослужебном праздновании Пасхи приняло участие всего около 6% населения Российской Федерации. Что еще раз показывает, какому «богу» покланяется большинство наших соотечественников, называя себя православными. Показывает, как расходятся наши слова с нашими делами. Люди в большинстве своем, как правило, посещают храм два раза и оба в бессознательном состоянии: во время крещения и во время отпевания.
Но, как говорится, «внешних судит Бог» (1 Кор. V, 13). А нам надо смотреть за своей жизнью. Надо благодарить Бога за то, что Он созвал нас в Свою Церковь и позволяет молиться и прославлять Воскресение Христово. Помнить, что без храма мы не в состоянии полноценно радоваться духом и прославлять Воскресение. Ценить то, что у нас есть.
Но может, мы придаём храму излишнее значение? Такое ли значение изначально придавали общей молитве апостолы?
Как будто в ответ на наш вопрос, первое, что мы слышим в евангелии после Светлой седмицы, это напоминание о важности для всех нас храмовой, общей молитвы. Мы узнаем из Евангелия, как апостолы собирались для совместной молитвы, делили вместе и горе и радость. События Распятия Христова ненадолго прерывают эту традицию. Некоторое время апостолы собирались не в полном составе. Поэтому святой апостол Фома не участвовал в собрании сразу после Его распятия, и не был свидетелем первого явления Господа Иисуса ученикам.
Почему? Разве Фома чего-то боялся? Конечно нет! Он не был трусом. Помните, когда Христос, зная о грозящей Ему опасности, пошёл в Вифанию воскрешать Лазаря, Фома сказал: «пойдём и мы, умрем с Ним!» (Ин. XI, 16). Это был человек крепкой, сильной веры. Но при этом у него, как и у каждого человека сильных эмоций, было желание немного дистанцироваться от остальных учеников, которые поначалу разбежались, не выдержав испытаний.
Фома отделяется от апостолов и не хочет, чтобы они были свидетелями его скорби. Более того, когда Фома слышит от остальных апостолов весть о воскресшем Господе, он не торопится им доверять и разделить с ними радость.
Один современный проповедник сказал, что в том числе и потому, что Фома не увидел в других апостолах никакого изменения. Робкая их радость не убедила Фому. Он был слишком верующим, чтобы верить каждому слову мятущихся собратьев. И Господь специально является ему и позволяет лично увериться в Своём воскресении.
Так и мы ошибаемся, когда пытаемся наладить свою духовную жизнь без общения с братьями и сестрами во Христе, в одиночестве, без Церкви Христовой. Если бы Фома не пошел к апостолам, то так бы и не встретил Господа. И это была бы его личная духовная трагедия: он отверг бы не опыт своих собратьев, пусть и несовершенных, а Самого Бога.
Точно также и мы, пропуская храмовое богослужения по праздникам и воскресным дням, ограничивая наши посещения храма только молитвой, без стремления помочь друг другу, тоже рискуем не встретить в своей жизнь Господа, пропустить тот благодатный момент, когда наше сердце откликнется на зов Божий и мы постараемся изменить свою жизнь к лучшему.
Один из проповедников ХХ века замечательно сказал так: мы много упускаем, когда отделяем себя от общения верных, и стремимся только к одиночеству, к личному переживанию. То, что может нам дать общение в Церкви не даст одиночество. Когда приходит скорбь и печаль охватывает нас, мы часто стремимся замкнуться и не встречаться с людьми. Но именно тогда и надо искать общения с верующими в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо так мы скорее встретимся с Ним лицом к Лицу.
Добавлю лишь, что не только печаль и скорби жизни надо «приносить» в храм, чтобы они растворялись здесь, как кусок соли в воде, но и радость тоже надо приносить сюда, освящать её в храме именем Господним.
И тогда наша жизнь во многом будет Христовой, и мы не телесными очами, а очами души, очами веры увидим Христа и скажем Ему: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. ХХ, 28).
И в нашей душе будет благоухать весна, и мы – новое творение – будем ликовать, как пелось вчера в светильне Недели Фоминой.
И тогда действительно наша душа почувствует, что началась новая жизнь – жизнь во Христе.
Аминь.
Христос воскресе!