Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в храме святых апостолов Петра и Павла 22 января 2017 года
5 февраля 2017Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы привыкли воспринимать Бога Покровителем нашего благополучия, вполне земных, в первую очередь семейных радостей. И часто складывается весьма специфическая религиозность: когда в семье всё в порядке, когда здоров муж, когда здорова жена, когда здоровы дети, когда все живут единой семьей есть и какая-то и религиозность в семье: ходят в храм, молятся, соблюдают посты, стараются читать молитвы дома. Но когда входит в жизнь человека то или иное несчастье, болезнь или смерть, то человек отчаивается, воздевает руки к небу и говорит: «Господи, за что мне это?! Почему такие тяжелые испытания и скорби вошли в мою жизнь?! Для чего всё это постигло меня? Ведь я был религиозен и праведен! Так, может, нет Тебя вообще, Господи, или нет Тебе до меня никакого дела?!»
И вот сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что если бы задачей Бога был бы благополучие нашей жизни, мир нашего семейного очага, то Сам бы Он тогда создал семью, никуда бы не пошел Он из родного дома, не пошел бы ко Кресту, остался бы там, женился, родил бы множество детей, и до конца своей бы тихой и мирной жизни проповедовал бы о семейном уюте и покое.
Но Господь, одинокий и не понимаемый большинством соотечественников, вышел из родного города, пошёл в совершенно чужую Ему страну, населенную людьми своенравными, и не чуждыми, впрочем, некоему любопытству, жажде нового, в надежде быть услышанным как можно большим количеством людей.
Он говорил не о земном покое и благополучии. То, что говорил нам Христос, вообще не об этой жизни. Он говорит нам о неких реалиях опыта, которых у нас нет, и о которых мы мало имеем представления.
Господь Иисус Христос продолжает проповедь Иоанна Предтечи: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное!». Что такое Царство Небесное нам, потерявшим даже Царство земное, очень трудно представлять. Но очевидно, что для современников Иисуса эта проповедь одинокого небогатого человека имела огромное значение.
Настолько огромное, что апостол евангелист Матфей, рассказывая нам об этом событии, комментирует его словами пророка Исаии: «Земля Завулона и Земля Неффалимова на пути приморском за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел Свет великий и сидящим в стране и тени смертной воссиял Свет» (Ис.9,1-2). Для современников Господа нашего Иисуса Христа было очевидно, что проповедь этого, с житейской точки зрения, неудачника, не семейного человека, не добившегося в жизни какого-то богатства, почета, политической значимости, имела огромное значение!
«В тени смертной воссиял Свет!» В этих словах надежда для всех скорбящих и обремененных.
Господь Иисус Христос — Бог не только тех, у кого в жизни всё хорошо, но и Бог угнетаемых, Бог гонимых, Бог несправедливо обвиненных, Бог тех, на кого клевещут, Бог всех страждущих. Он пришел «всякую скорбь удалить на земле»! Но не путём политического переворота, не путём удачно выбранного правителя, который в момент улучшит жизнь государства. Он улучшает жизнь совершенно иным образом, улучшая жизнь каждого из тех, кто доверился Ему.
И мы с вами, входящие в этот храм и жертвующие утренними часами воскресного дня, когда можно было бы поспать и отдохнуть после тяжелой рабочей недели, мы с вами доверились Богу, доверились Господу Иисусу, потому что это единственное имя, которым мы можем спастись на земле. Это единственное наше упование, Он единственный, кому мы можем довериться без страха, потому что наше доверие не имеет никакого земного основания.
Мы надеемся, что Господь нас — бестолковых, грешных, неумелых, неопытных в духовной жизни примет в свои чада, в свои дети, хотя мы и не достойны называться даже рабами. Мы лишь называем себя рабами Божиими, но раб четко выполняет повеление господина, а мы что выполняем? Сложно сказать, ну, в лучшем случае, в пост от колбасы откажемся.
Что ещё мы можем выполнить? Господь говорит: «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» Вот наша жертва, вот то, что надо выполнить в первую очередь.
Здесь мы парадоксальным образом напоминаем детей Божьих, потому что детям как раз и прощается и непослушание, и шалость и дерзость, и многое другое.
Дай Бог, чтобы всем нам, причащаясь Святых Христовых Тайн, просвещать свой разум и стараться исправлять свою жизнь. И не думайте, что нам не в чем её исправлять.
Поэтому всякий раз, когда мы действительно захотим это сделать, тогда задумаемся с молитвой, а что же нам необходимо изменить в своей жизни? И тогда Господь показывает нам: «ты считаешь себя совершенным? Ты считаешь себя хоть в чем-то исполнившим закон Христов? А вот тебе раз ситуация, вот тебе вторая ситуация, вот тебе третья ситуация! Ну, как? Ты остался христианином или поступил, как язычник?! Но не отчаивайся! Потому что и к язычникам, сидящим во тьме, пришел Христос – Солнце правды, Свет велий, просвещающий всех, сидящих во тьме!»
Аминь!