Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 8 ноября 2015 года
9 ноября 2015Дорогие братья и сестры!
Сегодня в Евангелии мы слышим притчу о богаче и Лазаре. Это слова, хорошо известные нам, но, тем не менее, они постоянно предлагаются Церковью для того, чтобы мы в них находили новые грани, новые смыслы, способы применить эти слова в собственной жизни.
Когда мы слышим в притче о Лазаре – «нищий», то понимаем, что это не просто обозначение человека, у которого нет денег. «Нищий» — это библейское обозначение праведника, тянущегося к Богу. Вспомните антитезу 33-го псалма – «богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякого блага» (Псалом 33, 10), то есть здесь синоним нищих – это «взыскающие Господа», ищущие Бога. И это не позволяет нам увидеть в притче о богаче и Лазаре просто социальный конфликт, конфликт богатых и бедных.
И было бы несправедливо сводить всё к диаметральному воздаянию — если здесь человеку плохо, то там, в загробном мире, человеку будет хорошо, и наоборот. Мы знаем, что если здесь, на Земле, прожить в ропоте и злобе на тяжкую свою участь, то и «там» это не будет увенчано блаженством.
И окончание этой притчи говорит не о проблемах бедности и богатства, а о вере и неверии, об отвержении свидетельства Церкви, о недоверии Отцам Церкви. Как говорит в притче праотец Авраам, у нас есть «Моисей и пророки»; их и надо слушать, но недоверие к свидетельству Церкви таково, что если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Праведность Лазаря состоит не в его бедности, а в его простоте и неосуждении, в его доверии Богу.
А в чем неправда богача?
Не в достатке, не в имуществе, не в том, что он вкусно ел и пил каждый день. В этом греха нет.
Грех его в том, что он не видел людей вокруг себя, был занят только собой, своими радостями и печалями.
Даже раскаявшись, страдая в аду, он не видит в Лазаре иной ценности, кроме как вестника о загробном воздаянии для своих родственников. Он по-прежнему видит в нём раба, а себя – элитой, равной Аврааму: «пошли Лазаря…».
Он при жизни не увидел в Церкви Бога, хотя, несомненно, слышал и Священное Писание, и назидания старцев. И по смерти Бог не явился ему, лишь Авраама богач увидел, как вечный знак укора.
Принадлежа к избранному народу, этот богач пропустил мимо себя все то важное и ценное, что Бог желает сообщить человеку.
Отметим, что имя этого богача нам неизвестно. С одной стороны, оно недостойно для увековечивания в Евангелии, а с другой стороны — вместо имени тут можно представить прочерк, куда можно вставить имя каждого из нас.
Потому что в этой притче мы напоминаем скорее богача, чем Лазаря, хоть и далеко не все из нас живут сыто и в достатке, и многие страдают.
Мы настолько привыкаем к Евангелию, к Церкви, к священным словам и действиям, что уже не видим за ними живого Бога.
Бездумно живем, едим, пьем, что Бог послал, одеваемся в богатые одежды самолюбия и гордыни.
Мы уверены, что заслужили большего, и требуем этого от Бога и общества. Мы, уподобляясь наивным и жестоким детям, постоянно укоряем Бога Отца: «Почему получилось так, а не иначе? Почему Ты допустил это? Почему мы страдам так?!!»
Мы обижаемся на тех, кто нам помогает, укоряя их в мыслях, а иногда и в словах за то, что они помогают нам мало.
Мы не видим, что ломимся в открытую дверь, потому что Бог готов всегда помочь нам, если только мы готовы работать в саду своей души.
Мы забываем, что главная наша задача — в Бога богатеть.
Грех не в том, чтобы напряженно ломать голову, как еще заработать гроши на пропитание, а грех в неблагодарности, отравляющей душу, подпитывающей комплекс неполноценности.
Надо искренне и от души благодарить за те малые или большие гроши, которые Бог нам дал, настраивать себя на позитивный лад, удаляться сарказма и разъедающей душу обиды на этот мир, на людей, не видящих и не ценящих наши заслуги и достоинства.
Надо научиться быть благодарным людям, которые помогают нам или вразумляют нас. Не позволять «садиться на шею», но и не заворачиваться в кокон вечной обиды на людей и Бога.
Надо искать пути Господни в этой жизни, чтобы они привели нас в жизнь вечную. Потому что наше преображение, и души, и обстоятельств нашей жизни, начинается с благодарности Богу и людям за то, что есть у нас.
Поэтому поблагодарим Господа Бога за то, что Он привел нас сегодня в этот храм, за то, что Он не отворачивается от нас, а постоянно дает нам возможность покаяния, молитвы и надежду на спасение. Помолимся вместе с праведным Лазарем, чтобы мы научились быть благодарными Богу за то, что есть у нас. И тогда действительно Господь может подать нам гораздо больше из того, что мы просим. Лишь бы это было полезно для спасения нашей души.
Аминь.