Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 24 июля 2016 года
26 июля 2016Дорогие братья и сестры!
Всех Ольг — с днем ангела!
Многая лета!!!
Оба евангельских чтения дня — и об исцелении бесноватого и гибели гадаринских свиней, а с ними и пустых надежд на то, что можно совмещать язычество с богопочитанием (Мф. 8,28), и о прощении грехов грешнице, не пожалевшей ради Бога ничего из земных ценностей (Лк. 7, 36), нам хорошо известны.
Поэтому есть смысл обратить особое внимание на апостольские чтения. Они оба Павловы.
Мы воспринимаем эти слова через призму 2000 летнего триумфа христианской Церкви.
Сегодня у нас множество церквей, храмов, соборов, христианская цивилизация, христианская культура и письменность.
И слова апостола — это чеканное послание миллионам христиан, торжественно возвещаемое посреди храма.
А кто для современников был апостол Павел?
Одинокий, небогатый, с не всегда понятной, насыщенной образами речью.
Какой там триумф? Вот-вот всех схватят и убьют!
А он говорит про христиан невероятные вещи: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6).
Отметьте ещё раз, не сегодня, когда к слову Церкви прислушиваются, когда Церковь ведёт активное социальное, миссионерское, молодежное служение. А тогда, в преддверии гонений и мучительной смерти, что он мог дать людям? Чем подбадривает он горстку христиан? В чем источник его силы?
Он говорит об этом в другом сегодняшнем чтении: «конец закона — Христос, к праведности всякого верующего….. И если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим, 10).
Итак, то, что во все времена Христова Церковь обязана предложить людям — это
слово Бога и слово о Боге, распятом и воскресшем. И это совсем не так просто, как нам сегодня кажется.
В свете этого и становится понятным подвиг нашей великой соотечественницы, святой княгини Ольги, память которой мы сегодня совершаем.
Историки смакуют подробности жестоких моментов её жизни, настаивают, что лишь политический прагматизм привёл Ольгу к идее христианства.
Но для нас она святая.
И если бы она заботилась только о вхождении Руси в христианскую цивилизацию, это не был бы подвиг святости, а лишь умный политический ход.
Если бы она заботилась только о прославлении своего народа и традиций, то это заслуживает уважения, а не канонизации.
Если бы она заботилась только только об укреплении династической власти, то и это не повод для прославления.
А как свидетельствуют жития, она восприняла Христа всем сердцем и постаралась привить любовь к Богу и своим родственникам. У неё был подлинный патриотизм и подлинная любовь к родной земле, которой она пожелала спасения.
И именно это и помогло создать феномен Святой Руси, русскую христианскую культуру. Именно на почве слова Христова, а не на национальной гордыне и политических расчетах выросла Русская Церковь, дав миру тысячи святых.
Выбор святой Ольги актуален и сегодня.
Только если мы, вслед за ней, по примеру апостола Павла, ищем в своей жизни Христа и в следовании Его заповедям видим смысл своей веры, только тогда через это освятится и все остальное — и Русский народ, и наше государство, и наши традиции.
И вся наша жизнь. Аминь.