Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 21 ноября 2015 года — Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.
24 ноября 2015Сегодня, в день памяти Архангелов и всех небесных сил, особенно бросается в глаза лаконичность, с которой Священное Писание отзывается о святых ангелах (Лк., X, 16-21).
Действительно, бытие святых ангелов – это тайна. И всякий раз, пытаясь проникнуть в эту тайну, мы убеждаемся, что открыто нам только и ровно то, что необходимо нам для нашего спасения.
Глядя на иконы, мы легко можем увидеть, что ангелы изображаются в виде юношей с крыльями. Это символизирует их силу, их живое стремление выполнять волю Божию, ту быстроту и смирение – «крылья» – с которым они волю Божию творят.
Юным свойственно класть свою жизнь на служение идеалам. С возрастом человек задумывается, пропитывается скептицизмом: «стоит ли делать то или это?» А юные, охваченные какой-либо идеей, не особо задумываясь, идут к своей цели. Поэтому непоколебимость ангелов в следовании Божьему повелению и отражается на иконах таким образом.
Но это не значит, что ангелы выглядят именно так. Мы вообще не знаем, как выглядят ангелы. Господь открывает нам эту сторону их служения не для того, чтобы удовлетворить наше праздное любопытство – «А как ангелы выглядят? А как они устроены? А какие порядки в мире духов? А как там жизнь протекает?» и т.п., а для того, чтобы мы с вами подражали именно в этом ангелам.
Подражали их свежести, юности восприятия мира, независимо от возраста, их стремлению и стремительности в исполнении воли Божией.
Слыша наименование Христа Царем ангелов, мы можем представить себе ангельский мир наподобие царского двора: вот, сидит на престоле государь, вокруг него придворные – святые, и воинство – ангелы. Тем более, что со времен византийской империи ангелов часто изображают как воинов – с оружием. Отсюда может возникнуть искушение воспринимать ангелов как чиновников духовного царства. У которых, если правильно обращаться, можно получить и исцеление, и помощь в земных делах и хлопотах.
Но всякий раз, когда мы с вами пытаемся относиться к миру духовному как к некой небесной канцелярии, у которой можно выпросить, выклянчить какую-то милость – здоровье, успех в учебе, в работе, что-то иное, непосредственно не относящееся к жизни духовной, мы не только погрешаем, но и по-человечески ошибаемся.
На днях мне показали молитву, над которой надписано: «вот самая сильная и особенная молитва архангелу Михаилу! Если читать её каждый день в 12 ночи, всем всё будет хорошо». Я смотрю, а это практически обыкновенный текст, перепечатанный из молитвослова с небольшими искажениями и безграмотными вставками «от души».
Это говорит о том, насколько необходимо православным христианам в этом мире быть осторожными. Этот мир постоянно пытается поглотить христианство. Постоянно пытается растворить его, как вода хочет растворить кусочек соли. От нас не хотят, чтобы мы были христианами. В нас хотят видеть лишь последователей милой, красивой религии, которая скрепляет людей вместе для гармоничной общественной жизни, но ничего такого особого не требует.
А это, как раз, обман! Христос требует от нас довольно многого. В первую очередь, Он требует от нас наше сердце, то есть нашего живого, искреннего отношения к тому, что мы делаем. И в храме, и помимо храма мы должны душу свою класть ради своего дела. Если мы этого не делаем, то внутренне умираем. И может ли быть что-то полезное в других сферах нашей жизни, если в духовной сфере мы мертвы?
А мертвыми при жизни нас можно назвать тогда, когда мы не чувствуем в своей жизни Бога Живого. Бога, открывшегося апостолам и пророкам. Бога, перед Лицом Которого трепещут и служат ангелы, которых мы сегодня прославляем.
Если в нашей жизни нет стремления к Богу, стремления увидеть Его духовными очами, мы с вами несчастные люди, потому что устами исповедуем Христа, а делами – язычество.
В чем суть язычества? Как распознать его в нашей жизни? А оно в отношениях, подобных отношениям в магазине. Покупатель приходит в магазин, только чтобы что-то купить. Ему все-равно, кто за прилавком и кто дает ему товар. Расплатился, получил, вышел и забыл.
И часто христиане приходят в храм с таким же настроением. В этом случае какая разница кто Тот, кому хочет помолиться такой человек? Важно не ошибиться с адресом и правильно произнести текст молитвы. Главное, чтобы получить то, что просим. Деньги, работу, здоровье, еще что-то.
Но ведь многие так живут. Неужели это всем им в погибель? Не всегда. Когда мы живем в простоте, ко всему относимся без особых рассуждений, то Бог милует нас, таких простых и непосредственных, как прощают несмышлёное дитя, требующее за праздничным столом конфеты. Господь видит детскость нашей души. И, в ответ на нашу простоту, может ответить простым исполнением наших простых желаний.
Но если в храме мы столь просты, а в светской жизни очень даже сложны, рассудительны и лицемерны, то в таком случае эта простота нам не спасительна.
Поэтому помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы святые ангелы помогали нам искать Его, Бога Живого. Искать пути, на которых мы можем в своей обезбоженной душе найти что-то такое, что позволит нам по-юношески, свежо, светло относится к этой жизни. Чтобы люди, глядя на нас, видели огонь Божий, который теплится в нас, подобно лампаде. Не горит, как факел, а ровно светит, предохраняя нас от резких взлетов и гибельных падений.
Чтобы, видя наши поступки, люди говорили: «хотим и мы жить также, хотим и мы быть слугами и детьми того же Бога – Царя Ангелов, Господа нашего Иисуса Христа».
Аминь.