Последнее обновление: 15 ноября 2024 в 00:42
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 21 мая 2015 года в праздник Вознесения Господня. 21 мая 2015 года

9 ноября 2015

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!

Праздник Вознесения Господня — удивительный праздник и немного загадочный. У этого праздника нет особых обычаев, как например на Пасху, когда принято красить яйца или приветствовать друг друга особыми словами «Христос воскресе». Но мы понимаем, что значение этого праздника весьма велико, раз его так торжественно предлагает нам сегодня Церковь.Силуан 2
В Евангелии (Лк., XXIV, 36-53) мы слышим, что Христос вознесся, удаляясь от учеников, а ученики возвращаются в Иерусалим с радостью, «пребывая всегда в храме, прославляя и благословляя Бога». Почему? Должно быть, вроде, наоборот! От чего же эта радость происходит, и возможна ли она в нашей жизни? Может быть, это и есть главная задача христианина — поиск такой радости? Радости, связанной с Вознесением.
От этой апостольской радости праздник Вознесения Господня становится не очередным событием из череды исторических праздников, которое имеет глубокий, но далекий от нашей повседневной жизни смысл. Этот праздник очень близок к нам, так нуждающимся в радости.
Праздник Вознесения Господня завершает литургическое воспоминание о земной жизни Христа Спасителя, напоминает нам о том, что Господь ради нашего спасения прожил насыщенную событиями жизнь, претерпел невинные страдания и смерть, воскрес ради нас и готов нас воскресить с собою.
Вознесение – это убеждение всех нас в том, что история нашего спасения исполнилась, все, предсказанное пророками, свершилось. Мы не мечтатели, а ученики Бога, давшего нам Дар спасения.
И от нас теперь зависит, примем ли мы этот дар Божий, или Вознесение, да и всё остальное, останется для нас лишь бывшими когда-то историческими событиями, которые мы будем время от времени вспоминать, созерцать в календаре, но в душу свою эти праздники не впустим.
Что же нужно для того, чтобы совоскреснуть с Богом, чтобы радоваться с апостолами?
Во-первых, как мы только что с вами слышали, необходимо «постоянно пребывать в храме». Но не можем же мы с вами и день, и ночь быть в храме! Что же это значит?
Это значит, что ум наш всё время должен стремиться к молитве, чтобы наше тело, наша душа сама была храмом Божьим. Чтобы мы, напитываясь благодатью храмового богослужения, несли её дальше в течение рабочей недели. Чтобы благодать этой молитвы в храме постоянно была вместе с нами. Вот в таком случае ум наш постоянно будет в храме, и мы вместе с апостолами будем постоянно благодарить Господа Бога за то, что Он сделал ради нас.
Но что-то и мы должны сделать ради Бога. Нет в христианстве такого, чтобы мы пришли в храм, получили дары Божьи и ушли. Мы тоже должны что-то сделать и потрудиться ради Христа.
Помогает в понимании этого опять же сегодняшнее Евангельское чтение. Когда Господь воскрес и явился своим ученикам, первым делом Он спросил у них «есть ли у вас какая ни будь пища?» И они ему подали часть печеной рыбы, и сотового меда, и Он взяв, ел перед ними».
Отцы церкви говорит, что рыба – это древний символ христианского учения, а мёд – это та сладость, которая вселяется в душу человека, когда он исполняет заповеди Божии и закон Божий. То есть, иными словами здесь говорится о том, что мы должны приступать к трапезе, предложенной нам Богом, Причащению, стараться открыть свой ум для понимания Священного Писания, чтобы благодать храмового богослужения вошла в нас, и в наше сердце, чтобы благодать эта преобразила нас.
Часто так бывает, что всю нашу жизнь меняет одна, где-то вычитанная или от кого-то услышанная, фраза. Тем более нам необходимо внимательно вслушиваться в то, что читается и поётся в храме Божьем, потому что фраза из священных текстов, вовремя попавшая в наш разум и сердце, может повернуть всю нашу жизнь к Богу.
Итак, пребывать в храме — это не просто приходить в храм и выходить из него. Чтобы пребывание в храме приносило свои плоды, надо входить в него со страхом Божьим, с любовью, с милосердием. Тогда Господь откроет нам разум также, как открыл его апостолам.
Они ведь тоже слушали Священное Писание, но понадобилось время, чтобы они поняли его смысл, как именно надлежит исполнится всему написанному о Христе в законе Моисеевом, и в пророческих книгах, и в псалмах. Лишь после Воскресения открыл Христос апостолам «ум к уразумению Писаний, и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».
Во вчерашнем Евангельском чтении была прочитана удивительная строка: Христос пришел не судить мир, но спасти всех, спасти мир. Вот ради этого и проповедуется покаяние, ради этого и проповедуется прощение грехов во всех народах. Христос пришел всех нас спасти, и от нас требуется не мешать Богу.
Бог поможет нам сделать дело нашего спасения, и надо не препятствовать Ему входить в наше сердце.
А для этого сердце должно быть чистым. А чтобы оно было чистым, необходимо, чтобы оно было лишено всех житейских попечений, как об этом спустя несколько минут будет петь хор. Мы всякое житейское попечение отлагаем для того, чтобы приступить к Чаше Причащения Тела и Крови Господней.
И вот когда у нас на сердце нет никаких отвлекающих воспоминаний о наших житейских хлопотах, а ум наш не занят эгоистической молитвой о наших нуждах, когда мы просто взываем к Богу — «Господи помилуй! Слава Тебе, Господи!», вот тогда-то Господь отверзает нам ум, вот тогда-то Господь и помогает нам достойно воспользоваться Своими Дарами, последствиями мистических событий, которые произошли две тысячи лет назад, но нимало не потеряли своего значения для нас до сегодняшнего дня.
Вот об этом радостном вхождении в священную историю мы и молимся. И всем нам — себе и вам — желаю достойно причаститься и причащаться до конца нашей жизни Святых Христовых Тайн. Чтобы Господь через это, как и апостолам, отверзал наш ум к пониманию Писания, к пониманию, как же прожить достойно, чтобы быть христианином не только на словах, но и на деле. Аминь.

Другие новости из этого раздела:

  • Праздничная проповедь о. Силуана на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы 28 августа 2024
  • Игумен Силуан (Туманов). Проповедь — С Преображением Господним! 20 августа 2024
  • Игумен Силуан (Туманов). Проповедь 18 августа 2024
  • Праздничная проповедь о.Силуана 14 июля 2024

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.