Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 18 сентября 2016 года
20 сентября 2016Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Все мы в какой-то момент жизни пришли в Церковь Христову. Как вы помните, само слово «церковь» означает собрание людей, позванных Господом Иисусом Христом. Мы позваны и собраны Богом ради нашего спасения, для того, чтобы достойно пройдя путём этой жизни, перейти в жизнь вечную. Приходя в Церковь Христову из далекого от религиозной жизни мира, мы, естественно, не знаем, как надо жить, чтобы наследовать жизнь вечную.
Конечно, у нас есть заповеди: «Десятословие», взятое из Ветхого Завета, заповеди евангельских блаженств, о которых мы только что слышали в Писании, советы отцов Церкви, каноны. Но это не инструкции на все случаи жизни. Разнообразие жизненных ситуаций настолько велико, что иной раз бывает практически невозможно со спокойным сердцем применить ту или иную заповедь без оговорок.
Было бы конечно просто жить по инструкциям или предписаниям: «повернули налево, потом два шага направо, потом снова налево… Пришло уныние? Три таких-то молитвы, потом два поклона и уныния как не бывало… Родные пьют? Шесть акафистов и двести поклонов и всё приходит в норму… Не хотят дети ходить в храм? Молебен перед такой-то иконой и вот такая молитва. И главное, чтобы старец прочитал» и т.д.
Но в жизни так не бывает. То, что помогает одному, мало полезно для другого, точные рецепты «не срабатывают», и Господь все время предлагает нам новые жизненные ситуации и испытания, чтобы проверить, насколько глубоко, всем ли сердцем мы восприняли Евангелие. Насколько желаем быть с Богом. Именно поэтому когда мы пытаемся найти в Священном Евангелии точные ответы-инструкции на те или иные вопросы, то можем быть сильно удивлены и обескуражены.
Вот, например, сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 21, 33-42). Нам предлагается как добрый пример образ некоего владельца виноградника, который посылает своих слуг, зная, что их уже убивают, потом посылает своего сына на верную смерть, хотя любой бы заподозрил, что дело здесь нечисто, и уж своего родного сына точно посылать не стоит.
Да, мы часто слышим эту притчу, помним её смысл. Здесь говорится о роде человеческом, как всемирном винограднике, и о народе еврейском в особенности, которому Господь посылал много пророков для утверждения в единобожии и покаянии. Но почти всех пророков убивали. Да, собственно говоря, нет ни одного народа на земле, который не убивал бы своих праведников, лишь бы они не наступали на мозоли совести.
Господь останавливается на запятой. Он не говорит, чем закончилась притча, чтобы его собеседники поняли, что речь идет о них самих.
Но из этой притчи и из многих других мест Писания мы можем вынести половинчатый образ христианина. Образ постоянно страдающего человека, беззащитного перед жизненными испытаниями, только и успевающего подставлять под удары врагов то одну, то другую щеку. Возникает искушение думать, что христианство это отсутствие активной жизненной позиции, нежелание оставить даже след в этой жизни: немножко покоптили-покоптили небо и умерли, и слава Богу!
Но так ли это? А как же великие христианские мыслители – защитники православия, философы, военачальники? Многие другие христиане, отнюдь не беззащитные и не пассивно взиравшие на недостатки этого мира?
На это кажущееся противоречие ответ нам даёт в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел. Он напоминает нам, что христианин, приходя в Церковь Христову, становится воином и призван к сражению (1 Кор. 16, 13-24). Христианин не «толстовец», не противящийся злу силой, и не пацифист, который думает, что если он где-нибудь в стороне переждёт беду, то беда пройдет мимо. Христианин — это воин, который вступает в борьбу. И в этом легко убедиться, послушав молитвы Таинства Святого Крещения. Там даже новокрещёный младенец прямо называется воином.
Апостол Павел напоминает, что христианство это активная жизненная позиция. В начале апостольского чтения мы слышим такие слова: «Бодрствуйте! Стойте в вере! Будьте мужественны, тверды! Всё у вас да будет с любовью!» Вот как нам надо жить!
Христианин – это тот, кто бодрствует, то есть тот, кто относится к явлениям окружающей жизни с вниманием, трезвением и готовностью ответить на тот или иной вызов.
Христианин – это тот, кто «стоит в вере». Он не говорит подобно многим: «Ну, да, я во что-то там верю. Бог у меня в душе. Да, действительно, что-то там такое есть, но в храмах делать нечего, а в книгах всё напутали…». Нет! Христианин знает, во что он верит. Не случайно для каждого православного христианина минимум знаний о вере – это «Символ веры», который поется во время литургии, и сегодня тоже будет петься. В идеале он, конечно, должен петься едиными устами, единым сердцем всеми присутствующими в храме. То есть знание этого текста наизусть желательно, и я бы сказал – обязательно. Это тот минимум знаний о вере, который должен быть у каждого христианина.
«Будьте мужественны!», — говорит апостол Павел — наш небесный покровитель. Это говорит о том, что удаляться от решения проблем не стоит. Наоборот, мы, как воины, должны выходить с твердостью и мужеством на сражение, в том числе и с самими собой: со своими недостатками, со своими пороками, со своими привычками, со своей ленью, подчас со своей гиперактивностью. У каждого свои болячки, каждый знает с чем бороться, и надо быть твёрдым в этой борьбе. Вот какой образ христианина предлагает нам святой апостол Павел.
«Всё у вас да будет с любовью!..» Любовь, наверное, самое измученное слово в наше время. Все понимают под любовью, что угодно, но только не то, что имел в виду святой апостол Павел в 1-ом Послании к Коринфиням в 13-ой главе: «Аще языки глаголю человеческими и ангельскими, любве же не имам, ничтоже есть».
Любовь – это не милое благорасположение к человеку, который делает нам добро. Любовь – это преодоление себя. Когда мы просто живем своими инстинктами, подобно тому, как живет большинство, то наша любовь – это привязанность к тем, кто нам приятен. А христианская любовь требует от нас мужества преодоления себя, своего эгоизма, расширение этих рамок. Мы призваны любить даже тех, кто делает нам зло, а это катастрофически трудно и, пожалуй, невозможно. И тем не менее, к этому мы призваны.
Нам даётся такой высокий образец не для того, чтобы мы унывали, отчаялись и сказали: «Ну, это невозможно исполнить, поэтому мы лучше вообще ничего не будем делать». Этот высокий образец дается нам для того, чтобы мы в течение жизни понемногу старались ему следовать. Если мы будем следовать совету апостола Павла и бодрствовать, то есть внимательно относиться к тем мыслям, которые приходят к нам в голову, к тем словам, которые мы желаем сказать, то внезапно увидим, что всякий раз перед тем, как с какой-то эмоцией отнестись к другому человеку, нам дается микроскопический порожек времени – маленькая возможность одуматься и решить, какое слово мы сейчас скажем этому человеку.
Понятно, что в порыве злобы и страсти этот порожек мы совсем не заметим. Но в спокойном состоянии мы можем увидеть, где развилка, по которой пойдет наше слово, наша мысль, наше дело. Желаем ли мы человеку помощи и действительно ли желаем ему спасения, то есть любим ли его Христовой любовью? Или желаем добиться только своего, желаем в своих глазах и в глазах окружающих всегда выглядеть правильными, никогда не ошибающимися, создавать образ «сильного современного человека»? Всегда есть у нас возможность выбора. Те люди, которые научились «порожек» замечать и удерживаться от зла, и становятся святыми.
Вчера группа прихожан нашего прихода участвовала в Божественной Литургии и поклонении мощам моего небесного покровителя – преподобного Силуана Афонского. Вспоминая моего небесного покровителя легко увидеть, как преподобный Силуан старался этот «порожек» увеличить, старался всячески успокаивать своё сердце от греховных страстей перед тем, как отнестись к другому человеку. Помните, когда начались революционные события в России, смута, бунт, беда, кровопролитие, братоубийственная война, Афон тоже забурлил: — ну, мы же русские люди, что там происходит, да как они могут, да что же это такое?! И к Силуану тоже обращаются: «Надо же осудить коммунистов-большевиков!» А он говорит: «Вы слышали, чтобы я в разговоре кого-то осуждал? Ну, а что я сейчас буду начинать?»
Удивительная позиция! Мы видим твердость в вере, смирение и желание всячески уклониться от зла. Но это не индифферентность, не безразличие к тому, что происходит в России, потому что мы знаем, что преподобный Силуан проливал слёзы молитвы за весь мир, и конечно же за наших соотечественников, за тех, кто был ввергнут в водоворот братоубийственной войны. Он не уклонился, потому что молился за весь мир. Это и есть его мера вовлеченности в эту жизнь, в историю России.
У нас может быть другая мера. Мы не можем уйти из этого мира, уехать в какой-нибудь далекий монастырь, и там уединиться в молитве. У подавляющего большинства из нас есть семьи, есть о ком заботится. Но это не значит, что мы не можем пойти путем преподобного Силуана. Можем! Это происходит всякий раз, когда мы сдерживаем бурление страстей в своей голове, которое неизбежно возникает, когда мы смотрим телевизор или читаем какие-то политические новости, или читаем про каких-то коррумпированных деятелях, про какие-то скандалы, ещё что-то: «в кармане три гроша, а там миллиарды, да что же это такое, Господи?! А врачи все убийцы! А вот эти все воры! А эти все бандиты! А там того убили! А коммунисты – зло! А не коммунисты – тоже зло!» Весь этот водоворот, вся эта суета так захватывает голову, что из неё полностью уходит мысль о Христе. И, соответственно, мы, позванные Христом в Церковь, добровольно убегаем от неё в своей собственной голове в тот момент, когда забываем о Боге.
Апостол Павел не случайно нам советует: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите!» Что значит «непрестанно молитесь»? Это значит как можно чаще с благоговением вспоминать имя Господа нашего Иисуса Христа! Это помогает отрезвиться, помогает понять, что мы сами не без греха, и там, где мы можем что-то исправить, там мы и должны что-то исправлять. А где мы можем что-то исправить? Только в своей собственной жизни: на своей работе, в своей семье, со своими друзьями и недругами. Вот тут мы можем что-то исправить! Когда мы относимся к повседневным делам так, как нам говорил апостол Павел, со смирением, с твердостью, с рассуждением, вот тогда мы действительно деятельно участвуем в истории России. А если нам, грубо говоря, асфальт надо положить, а мы вместо этого сядем на обочину, и начнем ругать всех подряд: там воры, там убийцы, там еще кто-то, то мы и дела не сделаем, и пользы не принесем ни своему собственному Отечеству, ни своей собственной душе.
Сегодня день выборов, и каждый из нас примет свое политическое решение, в соответствии со своим взглядом на историю России. Но для христианина каждый день – день выбора. Для каждого из нас важно сделать главный выбор: согласны ли мы со словами апостола Павла и апостола-евангелиста Матфея? Или мы согласны с ними только устами, а голова наша отказывается соглашаться, потому что ей приятнее вариться совершенно в бульоне других мыслях и совершенно других состояний души. Тело наше тоже отказывается соглашаться с этими мыслями, потому что ему комфортнее в других ситуациях, и в других условиях.
Вот какой выбор каждый из нас должен сделать, и слава Богу, что столько людей сегодня собралось в православных храмах. Это тоже выбор. Выбор христианами Христовой Церкви! Потому что называть себя мы можем по-разному, но нас узнают по нашим делам! Как говорил Господь: «Потому узнают, что вы мои ученики, потому, что вы имеете любовь между собой». Эта любовь заключается не в ритуальных приветствиях и поцелуях, а в стремлении исполнить заповеди Божии.
Вот если христиане будут стремиться жить как христиане, то Господь одобрит и наш политический выбор, поможет нам встать на совершенно иной уровень. Но если наш выбор продиктован мечтой о том, чтобы в России без нашего личного труда какие-то люди устроили молочные реки в кисельных берегам, а черная икра в золотой посуде просто так раздавалась на углах города, то мы выбрали химеру, далёкую от путей спасения.
Наш выбор должен привести к тому, чтобы больше людей услышали о Христе, и не только услышали, но и всем сердцем приняли. Как зерно, которое потом прорастёт в дерево добрых и славных дел. Поднимаясь по веткам которого, мы и достигнем Царства Небесного.
Аминь!