Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии 15 марта 2015 года в Неделю крестопоклонную.
24 марта 2015Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мудростью святых отцов Православной Церкви наше богослужение составлено таким образом, что если приходить последовательно на каждое воскресное богослужение и вслушиваться в Евангельское чтение, вслушиваться в то, что поет хор, в то, что произносят священники, то мы, подобно движущимся по некой небесной, таинственной, невидимой лестнице, все больше и больше будем подниматься в вопросах познания духовной жизни, познания того, как же необходимо христианину выстраивать свой путь к спасению.
Тем более в недели Великого поста (по церковнославянски «неделя» – это сам воскресный день, а «седмица» – это собственно то, что мы называем неделей, отрезок времени из семи дней) Святая Православная Церковь предлагает нам последовательно Евангельские чтения, которые раскрывают нам Христово учение относительно того, с каким вниманием надо относиться к своей жизни, по каким примерам надо стремиться изменить её во время Великого Поста, чтобы достойно встретить Пасху.
Сначала, вы помните, мы слышали о молитве, о её особенностях, условиях правильной молитвы. Потом мы слышали о том, что не стоит отчаиваться, если Господь «не слышит» сразу наши молитвы (то есть, не подаёт немедленно просимое), но надо быть более усердными в молитве. Отчаиваться нельзя — Господь всегда рядом. В прошлое воскресенье мы прославляли святителя Григория Паламу, который жизнь свою положил на то, чтобы напомнить христианскому миру о том, что Бог постоянно рядом с нами, помогает нам, общение с Ним возможно и единственное, что мешает нам видеть Его, это наше несовершенство и наши грехи.
И вот сегодня Церковь Христова посреди Великого Поста возносит для поклонения Крест Христов, для того, чтобы, взирая на него, мы получали благодатную силу нести постное бремя дальше, несли каждый свой крест.
В сегодняшнем Евангельском чтении прямо подчеркивается, что для Богоугодной жизни необходимо «взять крест свой и идти за Христом» (Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1). Нам предлагается поразмыслить, что же такое крест Христов, как его можно взять и идти за Христом? Здесь мы слышим некий анахронизм, потому что Крест Христов станет спасительным орудием жизни лишь во время распятия. Распят на кресте Христос будет лишь спустя некоторое время, и для слушателей могло быть совершенно непонятно, как и зачем надо брать крест и куда-то его нести.
Несомненно, все люди того времени знали, что такое крест. Крест это было страшная и позорная для иудея смерть, изобретение римских оккупационных войск. Они таким образом пытались сломить дух иудейских патриотов, которые все время пытались восстановить земное Иудейское царство, восставали против римской власти. Позорной эта смерть считалась, потому что в законе написано, что «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Второзаконие 21,23). И когда римские легионеры казнили тех, кто выступал против их владычества, они делали это таким образом, чтобы даже среди собственного народа казненные выглядели проклятыми.
Мы знаем, что Христос добровольно вступает на крест. Добровольно, по слову церковного песнопения, возносится на крест. На каноническом изображении Христа руки Его не безвольно повисли, как на католических средневековых распятиях, а ровно изображают крест, тем самым подчеркивая абсолютную добровольность мучений и страданий, и смерти, которую Христос принял на себя ради нашего спасения.
Вот этот крест, как апостол Павел подчеркивает, и есть наша готовность «распять плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). И когда мы руководствуемся таким пониманием своего собственного креста, в таком случае, мы выстраиваем правильно свою жизнь и спасаем свою душу.
Господь в сегодняшнем Евангелие подчеркивает, что, спасая душу, можно ее погубить. Это парадокс, но слово Евангельское обращено к ученикам Христовым, в каком-то смысле ко всем нам и требует понимания.
Что значит спасая душу, погубить ее? Это значит беспокоится о том, чтобы прожить в соответствии с представлениями об этой жизни, укорененными в обществе. У нас есть определенные стереотипы, как надо прожить, куда устроить детей, какая у нас должна быть зарплата, как у нас должна быть обставлена квартира, куда ездить отдыхать и так далее, и так далее.
Все это мы считаем заботой о своем здоровье, о своей жизни. Мы говорим: «Ну как же, надо себя беречь! Мы много трудимся, болеем! Надо отдыхать, иначе ж надорваться можно! Необходимо жизнь проводить более-менее комфортную».
Господь не выступает против комфорта жизни. Конечно, надо отдыхать, лечиться, заботиться о своем теле. Здесь говорится о другом.
Здесь подчеркивается, что попытка сохранить свою душу не ради Евангелия, не ради Христа изначально обречена на неуспех. Все что мы, христиане, делаем в этой жизни, не освящая именем Христовым, все что мы делаем в этой жизни, не вдохновляясь Евангелием, так или иначе обречено для нас на неуспех.
Наша жизнь может быть успешна в глазах общества, но не приносить духовной радости, духовной пользы, не идти с нами в вечность.
Надо стремиться благословлять все начинания нашей жизни, разделять с Храмом Господним наши радости и скорби.
В древности был такой обычай: когда человек совершал какое-то житейское крупное предприятие, например, дом продавал или покупал, колесницу или еще что-то, он обязательно часть денег нёс в храм. Тем самым он подчеркивал, что понимает: все в жизни происходит по милости Божьей. И это сознание освящало вполне мирское дело, совершенно никак ни с храмом, ни с благочестием, ни с молитвой внешне не связанное. Наша жизнь может быть успешна в глазах общества, но не приносить духовной радости, духовной пользы, не идти с нами в вечность.
Эта идея жертвы, то есть отделения от принадлежащего нам целого некой части и посвящения его Богу, эта идея очень древняя и мы слышим о ней еще в Ветхом Завете.
Мы помним о том, что собственно весь мир наш жертвенен, даже само слово «святой» в древнееврейском языке, «кадеш», значит «отделенный».
Вы помните, что в начале Господь отделил свет от тьмы, затем отделил сушу от неба и так далее, воду от суши, животные, потом Он из числа общего человеческого рода выделил праведников, народ избранный, потом Новый Израиль, то есть нас, христиан выбрал из прочего человечества. Эта тема выделения части ради освящения целого, она постоянно присутствует в Священном Писании. Какую-то часть жизни мы обязательно выделяем, чтобы посвятить её молитве. Мы становимся перед иконой и несколько минут в день читаем молитвы, чтобы посвятить это время Господу Богу и через это освятить весь оставшейся день.
Вот это образ жизни по Евангелию, образ жизни ради Христа.
Мы несем крест не только через добровольное несение трудностей. Важно понимание того, что проблемы, сложности, которые приходят в нашу жизнь, это некие предлагаемые нам Богом испытания для того, чтобы мы в очередной раз спросили себя — Христовы ли мы?
Не являемся ли мы просто носителями некой милой традиции? Красивой, благолепной, приятно пахнущей в храме, но которая не налагает никакого серьезного отпечатка на нашу жизнь?
Иногда у нас душа склоняется к такой мысли, что мы вроде бы живем праведной жизнью, все хорошо, мы православные христиане, мы регулярно ходим в храм. И тут вдруг в нашу жизнь входит какое-то испытание, какая-то проблема, скорбь. От ближних, от родственников, от руководства, от подчиненных, от всех. Вдруг приходят скорби. Откуда, почему? Но мы-то с вами понимаем, что Господь рядом, и так Господь постоянно пытается достучаться до нас.
Помните, как в Апокалипсисе сказано? «Вот, стою у двери и стучу» (Откр.3, 20). Какая это дверь? А это дверь нашего сердца. Мы просим у Богородицы – «милосердия двери отверзи нам» — но где эти двери находятся? Они находятся не где-то на небесах. Это не двери где-то там, которые надо открыть. Это двери нашего сердца. Мы закрываемся от благодати, мы закрываемся от несения скорбей в той мере в которой это необходимо, безропотного, с пониманием того что это действительно, определенные испытания Божьи.
Мы закрываем двери своего сердца от Бога, а Господь стоит смиренно, не вторгается насильно в нашу душу, а ждет нашего покаяния, предлагает нам его.
«Я предлагаю простить твоих родственников. Я предлагаю тебе простить твоих ближних. Я предлагаю изменить тебе жизнь, сколько бы её не осталось – много или мало. Я предлагаю осветить эти годы прощением, не жить в обидах, не жить с узлом в сердце» – вот что предлагает нам Господь!
И в этом смысле крест, который мы, как правило, воспринимаем как некий клубок неприятностей, становится действительно животворящим орудием, потому что через него в нашу жизнь входит жизнь. Через него открываются двери нашей души, и мы можем впустить туда Господа. Может туда войти наконец-то свет, и запыленную, затемненную нашу душу осветить, показать нам, что в ней можно исправить.
Нет, конечно же никто за нас не сделает дело нашего спасения. Именно поэтому подчеркивается, что мы должны действовать: взять крест, и идти за Христом, и должны это делать ради Христа и Евангелия.
Много людей сегодня страдают, трудятся. Но ради чего? Часто не ради выживания или обеспеченной жизни, а ради того, чтобы выглядеть прилично в глазах общества, чтобы можно было красиво и с выгодой устроить себя и своих родственников в этом мире.
И Господь не говорит что это само по себе греховно. Нет, как уже раньше мы слышали, Господь говорит о том, что во всем необходима иерархия ценностей. Необходимо жить с открытой душой и с открытыми глазами. С открытыми перед Богом, но не перед этим миром, который предлагает нам, как правило, лишь лукавство и прелюбодеяние. В сегодняшнем чтении из Священного Писания Господь прямо говорит: «Род сей прелюбодейный и грешный».
И что-то изменилось со времен жизни Христовой на земле? Разве что ухудшилось. Потому что с усилением научно-технического прогресса хоть жизнь человека и стала удобнее, во многом легче и даже нравственнее, но и грешить человек стал изобретательнее, и орудия смерти, и орудия уничтожения других людей тоже стали изощрённее.
И это не только бомбы, но и средства массовой информации, которые подчас настолько нервируют человека, настолько его лишают спокойствия, что он уже не способен думать о молитве, что он не способен прощать обиды, что он не способен спокойно думать о врагах с молитвой. Господь говорит нам молиться о врагах, прощать врагов, а мы не можем даже спокойно подумать о них. Выдумываем обидные прозвища, даже когда пересказываем речи других людей, коверкаем свой голос, чтобы ехиднее поддеть человека, который нам не приятен.
Нет мира, а почему нет? А потому что нет света. А почему нет света? Врата нашей души закрыты, и они открываются только крестом.
Есть старинный обычай. Когда крестный ход на Пасху обходит вокруг всего храма, священник, перед тем как начать Светлую Пасхальную заутреню, касается крестом входной двери. Это обычай был у протоиереев со стажем, который я еще застал. И в этом есть глубокий смысл.
Эти двери, через которые свет Христова Воскресения входит в нашу душу, открываются только крестом, через несение этого креста. Когда воспринимаешь его не как, еще раз подчеркну, как клубок неких неприятностей, а как освобождение своей души от узлов обиды, пусть и справедливой.
Да, многих из нас оскорбили. И до самой души. И, казалось бы, пожизненно, до конца дней своих не можем мы простить эту обиду. Но если мы этого не сделаем, узел так и останется на нашей душе и будет препятствовать открыванию дверей, через которые войдет свет.
Вот о чем сегодняшнее Евангелие. Вот что значит нести крест свой и вот как важно понять, что наш крест — это действие любви и милосердия Божия, и тогда гораздо проще будет разобраться в своей жизни.
Мы доверяемся врачам, которые причиняют нам боль, хирургам и стоматологам, например. Мы понимаем, что эта боль приводит к нашему здоровью. Точно так же и Господь – наш Врач душ и телес. Он часто причиняет нам боль, и физическую и душевную, но лишь для того, чтобы душа наша была здоровая.
Чтобы, когда наступит переход из жизни земной в жизнь вечную, и мы встретимся глаза к глазам, лицом к лицу с Господом, всем нам сказать: «вот, Господи, мы чада Твои, мы дети Твои! Мы недостойно носили имя Твое, мы недостойно носили крест Твой на груди, но мы носили его ради Тебя, и ради Евангелия. И старались это делать так, как можем. Мы не ангелы, мы ни великие подвижники древности, но мы Твои».
Да от нас и не требуется особого поста, или каких-то ночных бдений. От нас требуется лишь прощение, от нас требуется лишь мир, чтобы этот мир мы несли из храма в окружающий нас мир.
Вы знаете, что в славянском языке есть разница в написании. Мiръ как общество людей, вселенная, пишется с буквой «i», а мир как состояние души, с буквой «и». Получается игра слов – мiру мир.
Вот мы должны нести мир людям в мiр, и тогда действительно мы будем достойно нести свой крест, и вот тогда только и начнется преображение нашей жизни, о котором мы все эти дни святого Великого поста молимся, и просим Господа Бога, чтобы он даровал нам свет и благодать. Аминь.