Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Великий Четверг 28 апреля 2016 года
28 апреля 2016Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с особым благоговением вспоминаем Тайную вечерю, первую литургию, на которой Господь наш Иисус Христос, преломив Хлеб и налив в Чашу Вино, преподал их апостолам, а через них и каждому из нас, и сделал нас причастниками Жизни Вечной.
Но сегодня мы слышим и о том, как предатель-Иуда, бывший апостол, тоже причастился, но это привело его к страшной смерти. Он был недостоин причащения, потому что решился предать Господа. Сердце его было далеко от Бога, но было близко к деньгам, к земным интересам и выгодам.
Тут мы понимаем, что даже если будем причащаться каждый день, но недостойно, святее от этого не станем и можем удостоиться не вечной жизни, а вечных мук.
Поэтому мы признаем себя недостойными и молимся, чтобы нам причаститься не в суд или осуждение.
Но как мы это понимаем?
Иногда складывается впечатление, что мы так привыкли без серьезного раскаяния говорить о своем недостоинстве, что уже и сами разобраться толком не можем: когда и чего мы достойны, а когда нет.
В теории мы недостойны всего и всегда. Но если кто-то осмелится нас всерьёз, а не ритуально упрекнуть в этом, то “пожнёт бурю” наших эмоций. Ведь в глубине души мы считаем себя хорошими людьми, лишь по случайности впавшими в те или иные грехи, и не сумеем любить от всей души тех, кто нас обличает, пусть даже и справедливо.
Поэтому под недостоинством мы понимаем, как правило, временное состояние, когда по каким-то причинам не смогли прочитать нужные молитвы, попоститься и от души, подробно исповедаться. “В другой раз подготовимся получше” — говорим мы тогда.
Но что значит, “лучше”? Разве хоть когда-то мы сможем стать достойными того Дара, который даёт нам Христос? Даже если совсем перестанем есть и все 24 часа в сутки будем читать молитвы?
Может причина в другом?
Может мы боимся чаще приступить к причащению, потому что видим в причащении лишь источник личного освящения и здоровья, а не таинство, соединяющее всех нас в Церковь Христову? Не потому, что боимся предать или оскорбить Бога, а потому что не хотим от этого болеть и умирать?
Ведь Причастие — это Огонь, опаляющий недостойных. И хотя отходя от Чаши мы не пылаем, это не просто красивые слова. Это опыт Церкви, к которой мы принадлежим.
Как повествует патерик Троице-Сергиевой лавры, однажды, когда преподобный Сергий Радонежский совершал Божественную литургию, ученик его Симон увидел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около Святой Трапезы, окружая святого Сергия. А когда Преподобный протянул руку с святой Чаше, чтобы причаститься Святых Тайн, Божественный огонь свился «как бы некая чудная пелена» и вошел внутрь святого потира. А угодник Божий причастился этого огня «неопально, как древле купина, неопально горевшая…»
Об этом говорит сегодня и святой апостол Павел, Небесный покровитель нашего храма: “Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. XI, 23-32).
Но о каком недостоинстве говорит святой Павел? Ведь наших правил по причащению, поста и говения, включающего обязательное присутствие на вечерней службе, во времена апостолов ещё не существовало!
Для начала надо вспомнить, что до конца IV века христиане причащались на самом обыкновенном ужине, на котором глава общины — апостол, епископ, пресвитер — благословлял чашу и хлеб, и раздавал их сотрапезникам.
Еду на этот ужин приносили те, кто в нём участвовал: богатые — дорогую пищу, бедные — что могли.
И вот апостол узнаёт, что в некоторых общинах богатые не делились с бедными пищей. На виду у всех они вкусно ели и пили, а соседям по столу отказывали. Они не считали бедных христиан равными себе .
И святой Павел укоряет таких людей. Он подчеркивает, что вкушение Тела и Крови Христовой без изменения отношения к ближним — это причащение недостойное, себе во осуждение.
Нельзя называть людей вокруг братьями и сестрами, но относиться к ним без прощения, любви и сострадания. Нельзя прикрываться красивыми словами, чтобы оправдать ненависть и пренебрежение к людям. Нельзя причащаться из одной Чаши, но не считать других людей братьями и сестрами во Христе.
Вспомните Евангельское “правило ко Причащению”! Оно довольно простое и сложное одновременно: “Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф. 5, 23).
Вот о каком недостоинстве и его преодолении идёт речь!
“Зная это, — спросите вы, — надо ли продолжать поститься, говеть, читать молитвы, готовясь к причащению? Может, мне просто достаточно говорить “прости” всем подряд?”
Нет, этого недостаточно. По мере своих сил надо стараться соблюдать сложившиеся традиции Церкви, ценить те молитвы и обычаи, которые через века передали нам наши благочестивые предки. Но нельзя забывать их смысл, потому что забвение смыслов приводит к духовной болезни и смерти. Не тексты и даже не пост приближают нас к Богу, а изменение образа жизни.
Смысл приготовления ко Причастию в том, чтобы вспомнить о величии таинства, молитвой размягчить душу к покаянию, увидеть нужды наших ближних, без любви к которым мы недостойны называться христианами. И, приготовившись так, в мире приступать к Чаше Жизни.
Именно поэтому мы слышим сегодня такое длинное евангельское чтение, напоминающее, что ради нас, ради нашего причастия Жизни вечной, Христос терпит предательство и растерянность учеников, муки, позор и страдания от людей.
Христос проходит через страдания и смерть, чтобы мы изменились, стали отзывчивее к тем, кто страдает в этом мире, к тем, кто унижен, опозорен. Чтобы мы сами стали другими людьми, способными к принятию вечности через великое и святое таинство причащения Истинного Тела и Истинной Крови Христовых.
Помолимся же о том, чтобы нам до конца своих дней причащаться достойно.
Аминь.