Игумен Силуан (Туманов). Преображение.
20 августа 2015
Как и все Священная история, событие Преображения, скорее, ставит перед нами вопросы, нежели отвечает на них.
Ответы на эти вопросы мы должны искать сами, с помощью Христовой Церкви. Они крайне важны, потому что помогают нам понять природу и задачу Церкви, в которой мы находимся, и не позволяют увидеть в сегодняшнем празднике лишь торжество освящения нового урожая фруктов.
Почему чудо Преображения произошло не в присутствии множества народа, постоянно следовавшего за Иисусом?
Почему только три ученика были тому свидетелями, а не все апостолы?
Почему именно им посчастливилось увидеть тайны Божии, а остальным – не менее достойным – только слышать о них?
Ведь как было бы удобно и просто – преобразиться перед толпой, стать вождем освободительных масс и избежать распятия.
Но Бог отказывается поражать нас таким чудом, снимать с нас личную ответственность за выбор и насильно входить в нашу жизнь. Он ждет нашего согласия на изменение жизни. И чудо происходит так, чтобы не насиловать нашу волю, оставлять место для неверия.
Господь показывает все величие своей Божественной природы лишь в присутствии трех учеников и незадолго до распятия. Поэтому в древности и сам этот праздник праздновался не летом, как сейчас, а перед Пасхой.
Другие апостолы – не менее ревностные и верные — отсутствовали при этом событии, хотя очевидно из текста кондака праздника, что суть происходящего была важна и для остальных, чтобы укрепить всех апостолов перед Голгофой.
Чудо было не только для них — трёх, но только при них.
Это свидетельствует о значении для христиан Церкви Христовой. Церковь для всех, но не «при всех». Церковь – это тайна. Иными словами, в неё надо войти, выходя из мира, отделяясь от него. При этом не факт, что мы увидим чудо, а не услышим о нем. Она и по сей день сообщает нам то, что мы не видели лично, но так, что это спасительно для нас.
Церковь позволяет нам услышать о чуде, даже если мы не были его свидетелями.
Это особенно важно, потому что нам часто кажется, что если бы Бог беседовал с нами напрямую, творил для нас чудеса, то вера наша была бы крепче и многое мы бы перенесли с достоинством.
Но вот апостол Петр все видел, общался с Богом несколько лет практически каждый день, а в час испытаний отрекся, смалодушествовал.
Значит, мало видеть Бога телесными очами. Важно видеть Его глазами веры, которая уже не зависит от нашего опыта.
Иногда кажется, что вот, наступит время, соберемся с умом, начнем настоящую духовную жизнь, особое покаяние.
А ведь она уже началась, эта духовная жизнь. Уж какая есть. И к ней надо ответственно относиться, другой не будет.
Часто мы унываем, ожидая чуда и преображения своей жизни извне. Но мы – христиане, наоборот призваны не ждать от мира свет, а нести его в мир. Если мы найдем в себе силы зажечь лампаду в своем сердце, преобразить свою жизнь молитвой и вниманием к ближним, то нам будет чем преобразить мир.
Эти силы мы получаем, стремясь к Богообщению. Через причащение святых Христовых Таин, через смиренное чтение Библии, через молитву и преодоление своего эгоизма и слабости, помогая ближним.
Через это зажигается в нас тот свет, о котором много говорится в песнопениях праздника Преображения Господня, и который способствует преображению этого мира и нашему личному Преображению.
Чего всем нам желаю, аминь!