25 октября 2014 года. Проповедь после чтения Евангелия на Литургии в Петропавловском храме в Парголово
27 октября 2014Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение состоит из двух самостоятельных отрывков.
Первый традиционно читается в память святых мучеников — сегодня память трех мучеников Прова, Тараха и Андроника (IV в.), а также память святого Косьмы Маиумского (VIII в.) — великого гимнописца, творца священных текстов, которые до сих пор поются на богослужениях.
Второй отрывок — рядовое субботнее чтение. Субботнее чтение соответственно посвящено теме субботы – особо священного для иудеев дня, в который им нельзя выполнять ряд дел, нельзя трудится.
Сегодня в евангельском чтении мы слышим, как Иисус Христос шел по полю, и ученики его проголодались, стали срывать колосья, растирать в руках и это зерно ели (Лк., VI, 1-10). Вместо того, чтобы накормить этих голодных людей, вместо того, чтобы посочувствовать им, бывшие рядом фарисеи, законники, ревнители всякой истины, ревнители религиозных предписаний иудаизма, возмутились. Они с претензией ко Христу спросили: «что же, разве Твои ученики не знают, что нельзя в субботу нарушать эти заповеди? Они же фактически намололи зерно, то есть нарушили заповеди отцов наших!»
И мы слышим в ответ, что и их — вопрошающих ревнителей закона — Господь не осуждает, но и учеников оправдывает.
И вот здесь мы видим два разных подхода к обличению. Мы часто с вами говорим, что мы ревнители истины, что мы ревнители правды. Мы с вами часто думаем о том, что истину необходимо защищать всеми доступными способами и средствами, так как мы её носители. Но почему-то так часто бывает, когда истину нарушают другие, мы очень торопимся ее защищать, но когда сами делаем что-то неприглядное, то тут уже как-то находим компромисс со своей совестью, и не так рьяно ратуем за ту же самую истину.
Вот тут Господь нам показывает, как смотрит на недостатки ближних любящее сердце, как смотрит на недостатки тот, кто в первую очередь думает о стяжании своей праведности, а не том, как бы исправить грехи других людей. Господь ищет оправдание для человека, совершившего тот или иной поступок, и это очень важное назидание для нас с вами.
Мы, несомненно, призваны к тому, чтобы утверждать всякую истину, хранить её, проповедовать. Но когда мы желаем исправлять в других людях какие-то неправильные поступки, мы, в первую очередь, должны помнить, что всякое наше действие должно быть лишено злорадства, должно быть лишено осуждения, должно быть лишено того, что называют «настоять на своем», «утвердить собственное я», то есть всякого эгоизма и гордыни. Вот тогда оно действительно будет борьбой за истину, а не эгоистической борьбой за наше мнение, как будто бы только и должно быть единственное правильное, а других быть не должно.
Естественно люди, которые живут так, с точки зрения мира сего обречены. Потому что слабы, потому что они не агрессивны, потому что они не идут по головам других людей. Более того, настолько люди такого умонастроения, те есть христиане, те есть тот мы – выбравшие образ жизни, к которому каждый из нас призван, настолько беззащитны, что Господь в следующем Евангельском чтении (Лк. XXI, 12-19) говорит жестокие вещи: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое».
Действительно, когда мы ищем истину, но при этом не злимся, не настаиваем на своем, мы становимся нестерпимыми в глазах этого мира, который не привык к такому поведению. Но Господь утешает нас и говорит, что даже «волос с головы нашей не пропадет, терпением вашим, спасайте души ваши».
Вот то слово Божие, которое обращено к нам сегодня. Нам необходимо терпение, нам необходимо в первую очередь видеть свои недостатки и со смирением относится к недостаткам других людей, искать оправдание для них. Вот тогда наш поиск истины и наша борьба за истину и всякую правду будет истинной и будет достигать цели — служить нашему преображению и спасению.
Аминь.