14 декабря. Воскресенье. Память пророка Наума. Проповедь на литургии в Петропавловском храме в Парголово
25 декабря 2014Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня нашему вниманию предлагается Евангельское чтение которое совсем недавно уже читалось, мы о нем довольно подробно говорили. Сегодня мы снова вспоминаем про того отрока, который мнил себя праведным и думал, что он все исполнил, для того чтобы быть с Богом, для того, чтобы быть угодным Богу (Лк., XVIII, 18-27). Но Господь его смиряет и напоминает ему о том, что самое главное — не иметь пристрастной привязанности к тому, что есть на этой земле, и дает ему заповедь которую выполнить очень сложно: «раздай все свое имущество, продай его и раздай эти деньги нищим».
Конечно, это слово обращено ко всем нам не в прямом смысле. Никто от нас не требует все продавать и раздавать нищим. Мы понимаем, что нищие от этого не станут богаче. Да и не полезно получать деньги без труда — от этого они меньше ценятся и могут привести к губительным для души и тела последствиям. Здесь некое иносказание, а именно: все что мы имеем мы должны почитать данным нам от Господа Бога, и в этом смысле слова, мы должны отдать это Богу. Мы не должны думать, что только нашими силами, и только нашими трудами мы получили образование, какой-то жизненный опыт, стяжали какое-то имущество и даже что-то сверх этого. Всё подает нам Господь Бог. И самое главное оставить всю гордыню и неразумную привязанность к тому, что мы имеем, и идти за Христом, вот какой призыв обращен нам в Евангелии. И оставляем мы все это в том случае, когда не привязываем, не прилепляем к этому свое сердце.
Мы помним из Писания, что быть богатым не грешно, иметь какое-то имущество не грешно. И царь Давид был богат, и царь Соломон был богат, и царь страстотерпец Государь Николай Александрович был весьма не беден. Но это не помешало им всё, данное в этой жизни, считать даром Божьим, за все благодарить. И в таком случае действительно то, что Господь нам подает, идёт нам на пользу.
Следовать за Христом можно по-разному, у каждого свой путь, у каждого своя мера отречения от этого мира. Для кого-то подвигом будет молитву перед едой прочитать, для кого-то милостыню подать, для кого-то пожертвовать на нужды храма, кто- то на большее может замахнуться, храм, например, построить, и т.д. Но самое главное помнить, что целью всех наших действий должна быть обратная жертва Богу Духа сокрушенного, т.е. смиренного, еще раз подчеркнём, понимание того, что всё в этой жизни ниспослано Господом Богом.
Вот такое стремление служить Богу, вот такое понимание жертвенности было и у прославляемого сегодня пророка Божьего Наума. Мы о нем знаем довольно мало, мы знаем, что он был из так называемых малых пророков. Мы знаем, что лет ему было к моменту смерти около 45, т.е. это был вполне молодой человек. И он не жалея своей жизни проповедовал, пророчествовал, и служил Господу Богу своим даром. А каково же его пророчество?
Вот, казалось бы, уместно было бы сегодня, в день памяти его и прочитать что-то из его пророчеств. Но оказывается его книга не читается никогда за христианским богослужением. Мы можем удивится и спросить, почему же? Для ответа давайте обратимся к самому тексту пророка:
«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его… Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится, ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома. Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый…»
И так дальше три главы. Пламенных, обличительных, говорящих о Боге Мстителе, о Боге который ревнует о Своем народе, о Боге который защищает Свой народ.
Конечно в чистом виде, не понимая, что это иносказание, такой текст неуместен для православного Богослужения, который предлагает нам, в основном, образы любви и всепрощения. Мы помним, что пророк Наум пророчествовал в то время, когда вражеские войска напали на Иерусалим и угнетали народ избранный. И евреи вымолили, смогли отвратить очередное нападение, но боялись, что вот-вот опять вернется это войско и снова будет разрушать город, и снова будет убивать людей. И пророк Божий укрепляет дух защитников Иерусалима, напоминая им что Он — Бог хранитель, Бог ревнитель, что Он не попустит язычество на земле, что Он защитит тех, кто верой и правдой, самоотреченно служит Ему и только Ему. Пророк ободряет людей, напоминая о подлинном Богопочитании, напоминает о том, что необходимо иметь ревность Божию, и тогда будут разрушены все козни умышляющих что-либо на Бога и на Его народ, и на Его Церковь. Потому что именно Церковь — это народ Божий.
Сегодня вместо прежнего избранного народа мы сейчас дети Божии. Мы несем их благословение, мы несем их ответственность, и поэтому эти слова в полной мере относятся и к нам тоже.
Иной раз кажется, что нападки со всех сторон, вражье войско подступает к храму души нашей, крепости нашей души, и уже не понятно, откуда ждать спасения. Но Господь наш — Бог Защититель. Он помогает нам, Он защищает нас. Если на Него наше упование, что сотворит нам человек? Ничего. Если что-то происходит в нашей жизни печальное, значит от Бога это, и значит от Бога эти испытания.
Вот такое ободрение предлагается нам в книге пророка Наума. Жесткая книга, с очень жесткими сравнениями, с жесткими словами. Я конечно бы рекомендовал всем, придя домой, у кого есть дома Библия, открыть и прочитать её, там немного текста. Прочитать, осмыслить иносказание и проникнуться духом ревности о Боге, который должен быть у каждого христианина.
Но в какой мере нам вникать в советы Ветхого Завета? Там иной раз предлагаются жестокие и кровавые вещи. Значит ли это, что ревнуя о правде и чистоте нашей веры, мы должны убивать, искоренять, мстить с жестокостью? Конечно, нет.
Мы — христиане — понимаем, что Ветхий Завет, его жесткий мир — это то, от чего так хотелось людям уйти. Это Буря человеческой жизни, а Евангелие — тихая и спокойная гавань.
Иной раз мы рвемся в бой, чтобы защитить христианство от какого-то внешнего нечестия. Само по себе это не плохо. Плохо забывать, что самое главное нечестие — это то, которое происходит в нашей жизни. Самое главное безобразие — это то, на которое мы дали разрешение в своей собственной душе, потому что оно касается непосредственно нас, и нашего спасения.
И вот об этом будем помнить и будем молится пророку Науму, чтобы он дал нам такой же дар ревности по Боге и защиты истины. И, естественно, этот дар всегда будет подан тем, кто просит о нём, подан через благодать Божию, через причащение Святых Христовых Таин.
Поэтому помолимся Господу Богу, чтобы он сподобил нас достойными приступить к Чаше жизни, к источнику бессмертия для того, чтобы быть ревностными защитниками Православия, начиная с собственной души. Аминь.