Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: «Мы несем крест на двух крылах — с верой и надеждой»
16 марта 2015В Неделю 3-ю Великого поста, 15 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери на проспекте Культуры.
Его Высокопреосвященству сослужили епископ Амурский и Чегдомынский Николай, а также настоятель храма протоиерей Сергий Филимонов с клиром, благочинные Выборгского и Приморского округов протоиереи Александр Будников и Роман Ковальский.
Среди молящихся были сестры милосердия действующего при храме сестричества святой мученицы Татианы.
Митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.
«Мы помним этот день в истории Отечества и Церкви. Государь император Николай II отрекся от престола в пользу брата и начал с этого дня свой путь на екатеринбургскую Голгофу, а наша страна начала путь к бездне, который окончился катастрофой для миллионов людей, — сказал владыка. — Но мы знаем из истории Отечества, что Матерь Божия всегда покровительствовала нашему народу на всех этапах его жизни. Сегодня мы празднуем память Царицы России — Божией Матери, которая, имея отречение царя земного, взяла на себя скипетр, жезл над Россией и стала Царицей для тех, кто не отрекся от Ее Сына, не стал глумиться над святынями, не закрывал храмы, не издевался над верующими и не уничтожал их в концлагерях».
Митрополит Варсонофий провел параллели между евангельскими событиями и нашим временем: «Мы можем увидеть другую картину — огромная толпа издали смотрела, что происходит на Голгофе. А возле Христа стояли только Матерь, жены-мироносицы и Иоанн Богослов — небольшая кучка людей. Сегодня мы, когда прославляем Животворящий Крест Господень, тоже видим — приходит немного людей. Основная масса издали наблюдает за нами из окон своих домов и квартир — что там за народ собирается? зачем собирается? что за зрелище? Никто ничего не понимает».
Правящий архиерей объяснил, какие кресты может нести человек в земной жизни: «Сегодня Святая Церковь, чтобы укрепить нас, еще раз нам выносит в этом посту Крест Господень и через Святое Евангелие обращает наши мысли на страшные события, которые развивались на Голгофе. Вы знаете: было три креста — центральный крест был Спасителя, Праведника, Который страдал за грехи рода человеческого, справа — крест благоразумного разбойника, слева — нераскаянного разбойника. Перед нами всегда открываются три креста. Когда страдает человек праведный — а все страдают в этой жизни, нет людей, которые бы не страдали — он понимает, за что страдает, понимает, что так нужно Богу и такова воля Божия. Когда страдает кающийся грешник, он тоже понимает, за что страдает — за свои грехи, он осознает их, очищается и спасается этими страданиями. На третьем кресте — нераскаянный грешник. Обычно он не знает, за что страдает, не понимает, всех ругает, все у него виноваты… Такой крест, конечно, бесполезен — он не приносит никакой награды от Бога».
«Нам остается только два креста — крест праведника и крест кающегося грешника, — продолжил архипастырь. — Какой из них самый тяжелый? Если взять крест праведника — он, конечно, тяжелый, но Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть». То есть страдать можно, этот крест не такой тяжелый. Всегда ведь что легче — поститься или объедаться? Конечно, легче поститься, тогда человек чувствует себя легко. Легче быть трезвым или пьяным? Конечно, лучше быть трезвым. Легче давать или отнимать? Конечно, всегда отдавать легко — взял, в карман залез да отдал. А попробуй отними, сделай рейдерский захват! Еще не знаешь, чем кончится. Легче одну жену или еще и любовницу иметь? Одну, конечно. Так один дом приходится содержать, а с любовницей сразу два, и еще какие духовные проблемы возникают! Видите, оказывается, праведные дела лучше делать, они легче. Почему же мы избираем более тяжелый путь? Давайте подумаем об этом».
Затем владыка рассказал о том, какой крест избрал в жизни библейский царь Давид: «Мы помним из библейской истории на примере царя Давида — его крест был, конечно, крестом кающегося грешника. Он тяжело согрешил перед Богом, но стал каяться, плакать, написал замечательные покаянные псалмы — 50-й мы читаем постоянно. Но царь Давид согрешил, и возмездие его настигло. Дом его стал рушиться, дети восстали на отца, стали умирать, погибать, в народе начались болезни, голод, эпидемии, кругом были измены. И царь, когда раскаялся, увидел — а стоило ли этот грех совершать, чтобы потом понести такое наказание? Конечно, царь Давид нес свой крест в пениях и псалмах, ночных оплакиваниях грехов, и умер очень мирно. Мало того — из его рода Господь наш Иисус Христос».
Завершая проповедь, правящий архиерей отметил: «Мы видим, какие есть кресты. Сами подумайте, что нам нужно брать. Весь народ несет кресты: верующие, неверующие. Верующим, конечно, легче: мы несем крест на двух крылах — с верой и надеждой. А вот неверующие — я не знаю, как они свой крест несут и что испытают! Мы счастливые люди — мы можем нести свой крест с надеждой, что Господь нас на этом кресте помилует. Конечно, Господь нам эту веру и дал. Одной рукой мы несем крест, а второй, чтобы она свободной не была, должны помогать нести крест ближним. Все мы должны быть Симонами Киринейскими — помогать нести крест ближним. Я желаю, чтобы в этот день мы взяли правильные кресты — те, которые Господь нам предназначил для нашей жизни — и несли их с терпением и благодарностью Богу».
Источник: http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=72125#ad-image-0