УЛОВ
20 февраля 2014Анатолий со своей женой Татьяной, подъезжали на машине к мосту через небольшую быстротекущую речку. Их взору предстала следующая картина: двое довольно крепких мужчин средних лет, одетых в болотные сапоги по пояс, вытаскивали наполненную рыбой сеть на каменистый берег. Кругом суетились еще несколько человек. Одни подбирали на берегу уже ранее пойманную рыбу. Другие помогали подтаскивать очередной улов. Лица у всех были напряженно озабоченные. Несмотря на то, что огромное количество рыбы нужно было скорее собрать, все же эти люди часто с опаской озирались по сторонам. По всему было видно, что эта рыбалка была попросту браконьерство.
Анатолий резко остановил машину. Все рыбаки разом устремили свой обеспокоенный взгляд на проезжавших людей, но, поняв, что это не рыбнадзор, продолжали свое дело. Подъехавшим было очень любопытно смотреть на это зрелище. Впервые в жизни, они видели такой улов.
Выйдя из машины и, подойдя к краю моста, Анатолий посмотрел в низ. Все русло реки буквально кишело рыбой. Ее так же было много под мостом.
В голове у Анатолия промелькнуло детство, он вспомнил, как с братьями часто ходил на рыбалку, но таково количества рыбы он не мог припомнить.
Вдруг им охватило острое желание тоже поймать рыбы. Но чем? Ведь у него нет ничего с собой, для рыбной ловли. В его мозгу лихорадочно одна мысль сменялась другой, в поисках скорейшего выхода из затруднительной ситуации. Вспомнил он, что едет к родному брату Александру в соседнюю деревню навестить. Хотя брат живет в Москве, но в соседней деревне у него дача и как раз в эти дни он с женой отдыхает там.
Может у него, что-нибудь есть для рыбалки?- подумал он.
-Танечка, быстрей в машину, — проговорил Анатолий.
И машина резко сорвалась с места. За считанные минуты, преодолев, пять километров, он тормозит у, уже обветшавшей, дачи брата. Выскочив из машины, он вбегает во двор.
В это время Александр, не торопясь, что-то мастерил. Увидев взъерошенного своего младшего брата, он обеспокоено спросил: « что, что случилось?».
Но Анатолий, не обращая внимания на вопрос брата, с возбуждением кричит: «Сеть, сеть есть у тебя ну хоть какая-нибудь?».
— Да что с тобой? – спокойно ответил брат, ты, что с цепи сорвался? Зачем тебе сеть? Я никогда сеть не покупал. На рыбалку хожу с удочкой, да и рыбы-то в речке мало, что там делать? А сейчас полдень и клева-то нет!
— Ты что не слышишь меня,- не унимался Анатолий,- или я тебе непонятно говорю, ищи, где хочешь сеть. Может у соседей у кого есть?
— Да нет тут ни у кого сетей, никто не ловит сетями – спокойно отвечал старший брат.
— Ладно, снимай заборную металлическую сеть и найди какую-нибудь марлю, может, так поймаем рыбу, — не унимался Анатолий.
— Знаешь, что-то у меня на чердаке валяется, — вдруг вспомнил Александр, — полезу, посмотрю.
Но младший брат первый очутился на чердаке. В одном из углов он видит старую со многими дырами мелкую сеть. Явно когда-то ее использовали не для рыбалки, а в хозяйственных нуждах.
— Что ж, делать нечего, надо ее приспособить каким-то образом, что бы можно было загрести рыбу – сказал Анатолий. И предложил отрезать метра четыре длинной, а по краям привязать палки и таким образом ловить.
— Ты хоть скажи, что случилось, где ты собираешься ловить рыбу? – спросил Александр брата.
И Анатолий с Татьяной пересказали ему и его жене Людмиле, что видели у моста, рядом с плотиной.
— Ну, теперь все понятно, с этого и начинал бы, а то сеть, сеть! – пробормотал старший брат, а сам жене говорит: «Бочку тащи, на заднее сиденье машины поставим ».
Оказавшись у моста, братья быстро вытащили из багажника старую сеть и развернули ее. Теперь предстояло подумать о себе, как они будут одеты. Ведь они ничего не взяли из одежды, даже сапоги забыли. Решили лесть в воду голыми, только в трусах. Но, а трусы были у братьев одеты самые семейные, не для купания..!
Войдя в воду, они сразу увидели множество рыбы перед собой. Когда они высыпали из самодельной сети первый улов, то оказалось там рыбы примерно с ведро. Их жены быстро стали собирать ее в целлофановые мешки и пересыпать в бочку. Не успели Людмила с Татьяной еще собрать эту рыбу, как братья вытащили очередной улов. А спустя полчаса, бочка была уже полная.
И только после всего того, как все убрали и закрыли в машине, Анатолий и Александр смогли спокойно перевести дух и осмотреться.
Теперь братья-рыболовы смогли увидеть, что за короткое время, пока они ловили рыбу, собралось еще больше таких же рыбаков- браконьеров, как и они. Одни удочкой, другие экраном, третьи сетью – все быстро наполняли рыбой свои саквояжи доверху.
И Анатолий, подумал, что его объединяет с этими людьми? Может быть азарт, страсть, жадность или просто желание запастись рыбой, как продуктом питания на какое-то время? Но ведь мне-то рыбы не надо столько!
И тут он обратился к брату: «Саша, ты забирай эту всю рыбу себе, а нам с Танюшей и полведерки хватит».
«Ну, как хочешь» — буркнула за брата обрадованная Людмила. А то хочешь, возьми чуть больше, помедлив, предложила она.
«Да нет нам достаточно и этого» — ответил Анатолий и умолк.
А про себя стал рассуждать: «Стало быть, я не из-за заготовки рыбы на длительное пропитание ловил сегодня! Но тогда из-за чего же? Что двигало мной? Посмотрели бы мои друзья на меня, какой я был только что!» И он усмехнулся.
«А какие у меня были глаза? Небось, блестели от жадности. Да, не припомню я себя таким азартным. Что ж, значит, азарт мной двигал. Интересно, азарт и страсть это одно и тоже или нет? Надо будет подумать об этом».
«Эй, браконьеры, вдруг оживившись, весело произнес Анатолий, обращаясь к родным, поехали рыбу жарить».
И все дружно пошли к машине.
За ужином, когда доедали уже вторую сковородку вкусной душистой речной рыбы, Анатолий, слегка откинувшись на спинку стула, проговорил: «А что, как вы думаете, азарт и страсть – это одно и тоже?»
После непродолжительной паузы, первая за всех ответила Татьяна, привыкшая с мужем говорить на разные духовные темы: «Я думаю, что азарт – состояние души человека в какое-то непродолжительное время, когда, по какой-либо причине, он становится возбужденным, вспыльчивым, горячим, а страсть или страстность имеет более глубокое, укорененное в духовную сущность человека, понятие. Страсть – это не только душевный порыв или не обузданное влечение, но она еще и слепа, неразумна. В таком состоянии человек не может рассуждать, анализировать свои поступки».
«О, да ты рассуждаешь как священники – вставил Анатолий – пожалуй, никто так не знает нашу душу как служители Церкви. Ты вот, Танюша, ходишь в храм часто, пожалуй и мне как-то надо сходить с тобой. Возьмешь меня?»
«Ты не вещь, чтобы брать тебя – ответила Татьяна – но в ближайшее воскресенье, конечно, пойдем. Я давно тебя хотела познакомить с нашим батюшкой. Он такой хороший, добрый предобрый, обязательно тебе понравится».
Старший брат не принимал участие в этом разговоре. Переохладившись в речке, и боясь простудиться, он по приезде домой сразу выпил стакан водки и охмелел. А Людмила не очень охотно принимала участие в беседе, да ее и не интересовали глубокие духовные темы вообще. Ей бы что вырастить в огороде, да получить хороший урожай, а все остальное уже за пределами ее круга интересов.
Анатолий с семьей жил в городе Н. и работал инженером на строительстве домов. Ему нравилось строить дома для людей, приносить людям хоть небольшое счастье. Ведь как прекрасно, когда счастливые новоселы въезжают в новые квартиры.
Но только стройкой он не ограничивал свой круг интересов. С детства он любил рисовать, у него неплохо получались портреты. Часто рисовал выдающихся людей, и эти рисунки куда-то уходили на выставки.
Так же он прекрасно играл в шахматы и шашки. Однажды на районных соревнованиях в восьмом классе занял первое место.
Еще он любил музыку и даже сочинял песни. А потом в кругу друзей их исполнял. Друзья ему советовали записать их в студии, но ему все было недосуг.
Каков у него с женой был круг интересов, таковы у них были и друзья. Только в храм Татьяна ходила одна без мужа, она была верующая с детства. Он не запрещал ей ходить на службы, потому что жена у него была удивительный человек. Они очень друг друга любили, никогда не ссорились. В доме у них было всегда уютно. Часто к ним любили приходить друзья – ибо они были гостеприимными. Не хватало только для полного счастья Татьяны того, чтобы муж ходил с нею тоже в храм. И вот, наконец, она услышала от мужа согласие познакомиться со священником.
После краткого отпуска, супруги вернулись домой в город. Памятуя об обещании мужа пойти в ближайшее воскресенье в храм, Татьяна напомнила ему, и он охотно в этот раз пошел с ней.
Отец Василий, так звали батюшку, был в храме. Когда Анатолий впервые увидел его, он разговаривал с молодыми людьми. На руках у одного мужчины был двухлетний мальчик, который настороженно смотрел на батюшку.
Священник был лет пятидесяти пяти. Его длинные русые, полуседые волнистые волосы лежали на плечах. Добрые, слегка прищуристые глаза, ласково смотрели на собеседников. О чем он говорил с родителями ребенка, не было слышно. Но Анатолия поразило в нем то, что отличало от других людей – это неподдельная ласка и искренняя любовь, которая высвечивалась во всем его существе.
«Мне кажется, — подумал Анатолий, — он любит весь мир. Пожалуй, таких людей я еще не встречал в жизни. Вот хорошо бы мне познакомиться с ним поближе и о многом расспросить, я ведь так многого не знаю».
Как- будто прочитав его мысли, отец Василий быстро подошел к Татьяне и спросил ее: «Танечка это и есть твой муж»,- указывая на Анатолия.
«Да, батюшка, он и есть» — подойдя под благословение, с улыбкой ответила Татьяна.
«Очень хорошо, я рад, что вы пришли – обращаясь к Анатолию, сказал священник. Если меня немного подождете, то мы могли бы с вами поговорить. Как вы на это смотрите?».
«Я для этого и пришел – радостно ответил Анатолий — мы вас подождем»
Немного времени спустя, отец Василий пригласил их к себе в кабинет.
«Танечка много доброго мне о вас рассказывала – ласково начал батюшка – она вас очень любит и переживает, что вы не ходите в храм. А и как вы можете ходить в храм, если еще благодать божья вас не коснулась. Да и веру надо заслужить. Ведь вера есть дар любви Божьей. Не правда ли?»
«Ой, я и не знаю – растерянно и протяжно промолвил Анатолий — может быть».
«А как вы думаете, что главное в жизни человека? – продолжал батюшка.
«Тоже не знаю. Наверное, любовь в семье, и к людям вообще».
«Правильно, только эта правда половинчатая, а вот как быть с Богом? Как к Богу нам относиться?»
«А кто ее знает? Может, прежде чем к Нему как-то относиться, надо сначала верить в Него?» — сказал Анатолий.
«Действительно, в Бога надо верить и любить — это главное. По всему видно, ты наблюдательный и смышленый человек, Толенька» — и отец Василий ласково обнял его.
При прикосновении руки священника, Анатолий почувствовал, будто ток пробежал у него по телу. Он впервые в жизни ощутил неизъяснимую теплоту и радость от близости такого человека.
Ему тоже захотелось верить, как верит отец Василий и его жена, ведь они такие хорошие, надежные. «Это вера их сделала такими добрыми и любвеобильными» — думал Анатолий, а вслух сказал – я непременно буду ходить в храм с женой, отец Василий. Только что мне для этого нужно сделать?»
«Пусть Танечка расскажет тебе о таинствах, о службе – ведь она у тебя много знает! А если что будет не ясно, то я к вашим услугам, в любое время ко мне приходите. Главное, не забывайте, что мир во зле лежит, и Господь пришел спасти людей от погибели. Не все прислушиваются к словам Божьим, многие бывают просто глухи и черствы душой. Они думают, что мир вечен и все будет, как было. Но это не так. Бог нам открыл, что земля эта погибнет в огне и потом будет создан новый мир и в него войдут только верующие праведники. К спасению ведут узкие врата, а широкие к погибели. Царство Божье усилием берется».