Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Спаситель победил смерть
10 мая 2016
Спаситель победил смерть
Бог обладает силой и способностью сохранять человеческую жизнь даже после того, как перестает биться сердце и разрушается человеческая плоть. Никто не знает, что означает эта жизнь за гробом, но она есть. Удивительным образом сегодня и ученые начинают размышлять о том, что наверняка есть некие параллельные миры, и даже пытаются научно объяснить это понятие, говоря о кривизне пространства и времени. Человеческий разум плохо понимает логику ученых, которые всерьез говорят о возможности параллельной жизни. Но нам после Христа Спасителя не нужно никаких научных исследований и изысканий – мы точно знаем, что эти миры существуют и там продолжается человеческая жизнь. А если говорить о Христе, Который разрушил оковы смерти, то это в первую очередь следует воспринимать как то, что через Воскресение Христово людям открылась возможность жить в этих параллельных мирах в общении с Богом, то есть иметь подлинную жизнь.
Мы ведь иногда и про человеческую жизнь говорим: «Ну какая это жизнь? Это жалкое существование. Лучше бы не жить, чем жить так, как кто-то живет или как мы живем». Так вот, понятие жизни включает в себя не просто сам факт существования, а некое существование, наполненное положительными и великими смыслами. Именно это существование там, за гробом, каждому из нас открыл Спаситель. И мы говорим, что Он действительно, реально победил смерть.
Христос снимает с нас страх смерти
Сегодня в мире много страхов. Люди, живя все более и более благополучно, начинают панически бояться смерти – кстати, в большей степени люди богатые, обеспеченные, привыкшие наслаждаться жизнью. Для них смерть – это крушение всего. Зачем же тогда нужны эти миллионы и миллиарды, которые дают столько возможностей для получения удовольствий, – и вдруг прах, пепел, и нет ничего? И цепляются за жизнь всеми силами…
Христос снимает с нас страх смерти. Он говорит нам, что никакой смерти нет, – забудьте о смерти, есть бессмертие. И Он вводит нас в то бессмертие, которое наполнено Его жизнью, Его Божественным присутствием. И что же это означает для нас, живущих во плоти в этом ограниченном мире, живущих в той или иной мере в преддверии своей физической смерти? Кого-то от этой смерти отделяют десятки лет, но что это пред лицом истории, не говоря уж о вечности? Кого-то, может быть, отделяют лишь годы… Мы живем в преддверии этого события, но Воскресение Христово наполняет наш взор в будущее огромным оптимизмом и жизненной силой. Для нас ничего не должно быть страшно в этом мире, потому что мы бессмертны. Ничего не должно быть ужасающим для нас, потому что никаких ужасов не может быть для тех, кто точно знает о своем бессмертии. И это самая главная весть, которую Христос Своим Воскресением передал всему роду человеческому.
Поэтому христианство является верой, исполненной огромного глобального оптимизма. У нас не должно быть уныния, не должно быть страхов, не должно быть малодушия. Мы ничего не должны бояться в этой жизни, как не боялись наши мученики, исповедники, как не боялись древние мученики Церкви Христовой, как не боятся смерти святые люди, живущие пред лицом Божиим. А потому празднование Святой Пасхи должно в первую очередь помочь нам укрепиться в вере в то бессмертие, которое Господь Своим Воскресением даровал каждому из нас.
Из слова по окончании Пасхальной великой вечерни
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве,
1 мая 2016 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения
Христолюбивое воинство
Вот почему святой Георгий стал покровителем христолюбивого воинства – потому что христолюбивое воинство никогда не совершает злых и неправедных поступков. Христолюбивое воинство всегда борется за правду, против зла, и даже если члены этого воинства не в полной мере сознают себя христианами, от этого природа христолюбивого воинства не меняется. Оно являет людям и миру безукоризненную чистоту действий и помыслов. Христолюбивое воинство борется исключительно со злом, когда это зло выражается в военных действиях, в агрессии, в разрушении народной жизни, во множестве военных преступлений.
Священная война
Мы знаем, что победа в Великой Отечественной войне была праведной победой. Не мы начали войну, но на нашу землю пришел враг, который с первых дней боевых действий стал проявлять невероятную жестокость, уничтожать мирное население, жечь деревни, разрушать города. Когда видишь кадры кинохроники, невольно думаешь: а что было бы в твоем сердце, если бы ты оказался свидетелем этого кошмара? Жил народ мирно и спокойно, и вдруг по чьей-то злой воле целые армады, иноземные полчища вторгаются на твою родную землю, уничтожают твой народ, твоих братьев и сестер, топчут нивы, разрушают селения и города…
Вот почему с самого начала Великая Отечественная война стала именоваться войной священной, то есть войной за правду. А потому и воинство наше, пусть и не было в нем священников и не творилась там общая молитва (хотя личная, частная молитва совершалась почти каждым воином), смело можно именовать воинством христолюбивым. Ведь мы сражались за правду, за Родину, за землю свою, за народ против коварного и жестокого врага.
Война с терроризмом – это священная война
Дай Бог, чтобы этот идеал христолюбивого воинства никогда не оставлял наш народ, наши Вооруженные силы. И сегодня, когда наши воины принимают участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, мы знаем, что это не агрессия, это не оккупация, это не навязывание другим своих идеологем, это не поддержка неких правительств, – это борьба с тем страшным врагом, который несет в себе зло не только для Ближнего Востока, но и для всего рода человеческого. Это зло мы сегодня называем терроризмом. Террористы убивают невинных людей, никак не воюющих с ними и не представляющих никакой опасности, – убивают для устрашения, для того, чтобы сломить чье-то сопротивление. И сколько же страданий и невинных жертв принес терроризм!
Поэтому сегодня война с терроризмом – это священная война. И дай Бог, чтобы это поняли все во всем мире, чтобы никто не делил террористов на хороших и плохих, никто не связывал с войной против терроризма достижение собственных, часто не декларируемых, но реальных целей. Война с таким врагом и такими честными средствами – это священная война, и мы молимся за то, чтобы Вооруженные силы Отечества нашего при любых обстоятельствах всегда оставались верны той духовной линии, которая предполагает участие войск только в борьбе со злом, в борьбе за справедливость, в борьбе за спасение человеческих жизней. И пусть святой великомученик Георгий Победоносец, запечатленный своим символическим изображением на Российском гербе, на гербе нашей столицы, будет покровителем Руси, покровителем державы Российской, покровителем нашей столицы и, конечно, покровителем и молитвенником за наше христолюбивое воинство.
Из слова после Литургии в Георгиевском храме
на Поклонной горе 6 мая 2016 года,
в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,
день памяти святого великомученика Георгия Победоносца,
в преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
9 мая 2016 г.
http://www.pravoslavie.ru/93179.html