Проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
16 июля 2015
Слово о Царствии Небесном, которое принес на землю Спаситель, предстояло услышать не только евреям, но всем народам, населяющим Землю. А для этого необходимы были проповедники, которые, усвоив учение Христово, донесли бы его до пределов земли и проповедовали всем людям. Их надо было, избрав, научить — и лишь затем послать на проповедь. Господь наш Иисус Христос избрал Себе двенадцать учеников и назвал их апостолами, то есть, в переводе с греческого, — посланниками. Сегодня мы молитвенно прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла.
Святой апостол Петр был одним из ближайших и первых по времени призвания учеников Христовых. По Вознесении Господнем проповедовал в Иерусалиме, был одним из трех столпов первохристианской общины, затем, по Церковному Преданию, первым епископом Антиохийским; принял мученическую кончину в Риме. Скончался он примерно в 67 году по Рождестве Христовом.
Об апостоле Петре много говорится в Евангелии, о нем можно судить и по его посланиям, в которых он излагает основы христианской веры и правила духовной жизни. В центре его благовествования — личность Господа нашего Иисуса Христа и сущность Его искупительного подвига. Когда апостол Петр писал свое второе послание из Рима накануне своих страданий, он хотел еще раз напомнить верующим чистый и ясный смысл христианского учения, предвозвещенного Духом Святым через пророков и удостоверенного через апостолов, в обличение лжеучителей и вероотступников, отвергающих Христа и Его второе пришествие. Апостол Петр, как и прочие апостолы из 12-ти, кроме Иуды Искариота, был жителем Галилеи.
А вот апостол Павел не был в числе двенадцати учеников Христовых. Он родился в городе Тарсе Киликийском в иудейской фарисейской семье из колена Вениаминова, имевшей римское гражданство. Апостол Павел имел блестящее образование, учился в Иерусалиме в училище Гамалиила, где наряду с Законом преподавались также греческий язык и литература. Апостол Павел отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам. Когда вскоре после Вознесения Господа начались первые гонения на христиан в Иерусалиме, Савл (так звали его до обращения) был среди самых жестоких гонителей. Но на пути в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, произошло его чудесное обращение: Савлу явился Сам Христос и призвал его к апостольскому служению. С того времени апостол Павел стал дерзновенным проповедником Евангелия, перенес множество испытаний, потрудился более других апостолов, за что и удостоен Церковью вместе с Петром именования первоверховным апостолом. Причем признан он был Церковью преимущественно как апостол для язычников, тогда как Петр был апостолом для христиан из евреев.
Апостольские труды святого Павла описаны святым Лукой в книге Деяний. Сам же он скончался в Риме, так же как и Петр. Известно четырнадцать посланий апостола Павла, все они в числе первых книг вошли в канон Нового Завета. По тематике послания апостола Павла разнообразны. Но в центре их — всегда Христос, Поручитель и Ходатай Нового Завета, не только человек, но Сын Божий, Первосвященник, поставленный Отцом и пребывающий вечно. Он священнодействует не в земном святилище, а в скинии истинной, воздвигнутой Богом. Поэтому вне Христа, вне Церкви нет спасения — эту мысль апостол Павел настойчиво проводит через все свои послания. Стать членом Церкви — единственная и последняя возможность войти в обетованный покой Господень.
В церковных Таинствах, и прежде всего в Евхаристии, мы становимся причастниками Христа и Духа Святого, святости Божией и сил будущего века. По словам апостола Павла, Церковь есть торжествующий собор праведников, взыскуемый Град, Небесный Иерусалим, Художник и Строитель которого — Сам Бог. Особое внимание в посланиях апостол Павел уделяет учению о вере, которая была основой праведности еще ветхозаветных праотцев.
Таковы вкратце главные вехи жизни и служения святых апостолов Петра и Павла. Вспоминая их апостольские труды и страдания за Христа, возлюбим же их истинную веру, их чистоту исповедания, святость их жизни. Они первыми вслед за Христом вошли в обители небесные — и за ними пошли множество мучеников, преподобных и святителей, среди которых святые земли Российской, в том числе и нашей Петербургской земли.
Сможем ли мы подражать святым апостолам? Должны! Общество наше нуждается в новом благовествовании истины Христовой. Сейчас, как в первом веке, жатвы много, а делателей мало. Сейчас миссионерское служение так же актуально, как в древние времена. Мы же, к сожалению, чаще всего замыкаемся в себе, в стенах своего храма, и мало внимания отдаем тому, что рядом наши ближние пребывают в духовной темноте и порочной жизни. Наше назначение на земле — не в самоутверждении, а в самоотречении, в готовности жить для других так, чтобы и душу положить за них.
Когда мы свое сердце полностью откроем для любви, когда люди станут нам доверять, — всё вокруг озарится Божественным светом, и это показали нам святые апостолы. Они не только проповедовали все истины и все Таины Христовы, но и жили ими и на деле показывали, что только эти истины и Таины обновляют и преобразуют человека, уготовляя его для Царства Небесного.
Апостолы учат нас тому, что прохождение христианского пути сопровождается искушениями, испытаниями, которые укрепляют в нас веру и развивают терпение, помогающее превозмогать грех ради очищения души. Апостол Петр призывает нас не просто очищать душу от грехов, но стремиться через добродетели к духовному совершенству. «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии — любовь» (2 Пет. 1, 5–7). А любовь там, где Бог, и она венчает путь духовного совершенствования, ведет к обóжению.
Добродетель, к которой призывают нас апостолы, — а это в обобщенном смысле нравственные достижения человека, — должна нас восхищать и привлекать. Нам следует к ней стремиться, желать ее, воспитывать в себе и возделывать ради своего восхождения к совершенству и богоуподоблению.
Святитель Григорий Нисский говорит, что каждый человек есть живописец своей собственной жизни, называя художником всех дел свободную волю, а красками для воспроизведения образа — добродетели.
У всех нас, дорогие братья и сестры, есть дома Евангелие. Возьмем за правило для себя ежедневно читать по одной главе из Евангелия и по две из посланий апостольских. Святые апостолы раскрыли в них для нас пути истинной жизни, заповеданные нам Спасителем, и указали пути спасения. Будем усердно молить первоверховных апостолов Петра и Павла помочь нам встать на эти пути и устремиться к жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.
http://aquaviva.ru/journal/?jid=81260