Последнее обновление: 25 сентября 2017 в 21:24
Подпишитесь на RSS:

Слово Патриарха. Именно вера соединяет человека с Богом и дает ему силы

29 декабря 2014

Слово Патриарха

Патриарх8

Именно вера соединяет человека с Богом и дает ему силы

Святитель Филарет был интеллектуалом, как мы теперь сказали бы, человеком высоких знаний. Он блестяще владел древними и новыми языками. Он был замечательным богословом, философом. Это был человек, который мог разговаривать с любым самым просвещенным и самым влиятельным человеком или государственным мужем.

Отношение к святителю Филарету было как к непререкаемому авторитету. Но в его время – это была первая половина XIX века – яд безбожия, позитивизма, материалистическое примитивное восприятие жизни уже стали порабощать сознание людей, в первую очередь – интеллигенции, особенно той, которая не отличалась высокой ученостью, но в силу своего положения и общего образования, несомненно, возвышалась над всем остальным обществом. Это создавало у представителей такой интеллигенции превратное представление о том, что они владеют передовыми знаниями, которые помогают ответить на многие жизненные вопросы. И, отталкиваясь от того уровня знаний и науки, они заявляли о своем неприятии Бога.

Интересно было бы посмотреть на тех аристократов, интеллектуалов, на ту интеллигенцию сегодня, в наше время, когда мы с улыбкой взираем на те научные достижения…

Святитель Филарет, конечно, во многом возвышаясь над своими современниками, всё это прекрасно видел и иногда даже иронизировал с присущей ему добротой. Так, однажды на каком-то великосветском балу, куда он по должности должен был прийти, к нему подошел представитель этой аристократической интеллигенции, молодой человек. Снисходительно взирая на святителя Филарета, он спросил его: «Владыка, вы ведь образованный человек. Неужели вы серьезно верите в то, что кит проглотил Иону?» – имея в виду известный библейский рассказ. Святитель улыбнулся, посмотрел на него и сказал: «Молодой человек, если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это верил». То есть святитель прозревал самое основное: он видел мишуру своего времени, преходящие ценности, но понимал, что именно вера соединяет человека с Богом и дает ему силы.

Свидетельствовать о Христе – этому подчинен диалог Церкви и государства

Нам иногда говорят: «Не ваше дело оценивать характер общественных отношений, не ваше дело говорить, что справедливо, а что несправедливо в экономике, в политике». Но если так, то Церковь опять не сможет привносить Божественное слово в систему общественных отношений, отдавая эти отношения на откуп обезбоженному сознанию. Мы не имеем права повторять те ошибки и становиться на позицию, которую вынуждена была в прошлом занимать Церковь, не имевшая в XIX веке полной свободы.

Мы призваны сегодня к тому служению, которое дает возможность свидетельствовать о Христе ближним и дальним. Именно этому подчинен диалог Церкви и государства. Именно этому подчинен диалог Церкви и общества, диалог с миром науки и образования. Именно этим целям подчинен межрелигиозный диалог. Через этот диалог со всеми Церковь доносит не силой власти, оружия или принуждения, но силой слова Божия те мысли, без усвоения которых не может быть подлинной гуманизации личной и общественной жизни.

Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя в Москве в день памяти святителя Филарета Московского, 2 декабря 2014 года

Сегодня Православные Церкви призываются к исповедничеству

Православная Церковь в Америке и Русская Православная Церковь являются тем реальным мостом, который способен на уровне сердец соединять русский и американский народы. И хотя Американская Православная Церковь по количеству верующих не является значительной для Соединенных Штатов, она имеет совершенно особую духовную миссию, поскольку является Церковью-дочерью Русской Православной Церкви, через которую наш народ связан подлинно братскими отношениями с американским народом.

Мы должны хранить как сокровище то, что пришло к нам из истории, из прошлого, особенно сегодня, когда так радикально ухудшились отношения между нашими странами. Задача двух наших Церквей – молиться и работать, чтобы Господь приклонил милость Свою к народам наших стран, чтобы силой Божией снова укрепился тот нравственный моральный базис, который опирается на нравственность Божественную, библейскую, чтобы на этом фундаменте общих нравственных ценностей укреплялись отношения между нашими странами.

Вот почему мы так болезненно переживаем отступление от этих Божественных нравственных норм, которое происходит сегодня как в Соединенных Штатах, так и во многих других западных странах. Это огромный вызов для христианских Церквей. И многие из них, особенно протестантские организации, с этим вызовом не справляются: они идут по пути отказа от своей собственной идентичности, они отказываются от нравственных ценностей Евангелия в угоду политической моде. Но Православные Церкви не могут так поступать, и поэтому сегодня Православные Церкви призываются к исповедничеству. Мы имеем право сказать об этом так здесь, в этом соборе, потому что Церковь наша прошла через десятилетия страданий и исповедничества, но не дрогнула и не изменила самой себе. И поэтому мы от всего сердца желаем, чтобы и Православная Церковь в Америке сохраняла верность Христу, Его заповедям и была, может быть, не очень ярким и сильным светом, но всё же светом своему народу. А мы знаем, что в темном пространстве свет даже маленькой свечи становится мощным ориентиром и помогает людям найти путь к спасению.

Из слова после Литургии, совершенной вместе с Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном в Успенском соборе Московского Кремля, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2014 года

Будучи полностью предан народу, вере, Церкви, святой князь принимал поношение от своих

Мы, конечно, почитаем святого благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. И возникает вопрос: а в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем – да, успешным полководцем и мудрым дипломатом, – но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет.

в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие угрозы стоят перед страной, в том числе и с востока от Орды, которая в то время господствовала над страной нашей, делал всё для того, чтобы оградить народ свой от погибели.

Это делают многие правители и многие дипломаты. Обычно… народ, видя эти добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением, признательностью, доверием и даже почитанием.

А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровольно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради.

Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с запада. Постоянно над Русью висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если они объединились бы, хотя это было невозможно по многим причинам), совокупной силы, способной защитить народ от Орды.

И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа.

Наверное, многие спрашивали у него: зачем ты ездил на поклон к нашим мучителям?

А может быть, самое страшное испытание в его жизни было тогда, когда взбунтовавшиеся новгородцы перебили послов ордынского хана, которые собирали дань, и понял Александр, что смерть нескольких человек может стать причиной гибели всей Руси. Тогда он жестоко наказывает тех, кто убил сборщиков подати.

Можете представить себе, что говорили тогда жители Новгорода, сидя у себя дома, как они осуждали князя, как они полоскали его имя, называли его предателем.

Но благодаря этому шагу Новгород не был уничтожен и не было нового страшного нашествия Орды на Русь. С этого времени, с этой жертвы, принесенной через благоверного князя Александра новгородцами, начинается постепенное укрепление Руси, которое приводит затем к возвышению Москвы, в чем был большой вклад сына Александра – Даниила, а затем – к возвышению всей Руси, ее сосредоточению, обретению такой мощи, которая на Куликовом поле нанесла смертельную рану ордынскому полчищу.

Можно ли себе представить, как страдал благоверный князь? Будучи полностью предан своему народу, своей вере, Церкви, своей земле, он принимал поношение от своих, совершая дела, которые только и могли тогда спасти наш народ.

Из слова после Литургии в Александро-Невском храме Калининграда в день памяти святого князя Александра Невского, 6 декабря 2014 года

Патриарх7

 

Чтобы справиться с трудными временами, мы должны быть нацелены на правду Божию

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сегодня мы как страна и как народ переживаем трудное время. Для того чтобы справиться с этими трудностями, которые связаны и с санкциями, которые на нас обрушили, и с определенными переменами в экономике, мы должны быть обязательно нацелены на добро, на правду Божию. И чем больше эта Божия правда будет отображаться в наших делах, тем больше мы будем солидарны, тем больше мы будем сплочены, тем больше мы будем способны совместно, трудясь бок о бок, преодолевать трудности и устроять Россию так, чтобы каждый в ней мог жить свободно, спокойно, мирно и чтобы никакие силы не разрушали голос совести нашего народа.

Вот так смыкаются воедино и вера, и политика, и экономика, и культура. А иначе и быть не может, потому что ведь творцом и одного, и другого, и третьего является человек. Он либо принимает веру, либо не принимает. Он либо честно трудится, либо становится преступником. Он либо солидарен с другими, либо индивидуален до безумия, до способности в жертву своим потребностям приносить потребности и жизни даже других людей. И поскольку в центре всего человек, Церковь и обращается к человеку, к его разуму, к его сердцу.

Верим, что как в славные времена прошлого – великие времена, связанные с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия, с именами героев, спасших Россию от польской интервенции в XVII веке, от Наполеонова нашествия, спасших Россию и Европу от гитлеровского нашествия, – так и сегодня мы, вдохновляясь теми же самыми идеалами, должны устроять свою личную и общественную жизнь. Да поможет нам Господь идти по тому пути, который нам предлагает сегодня апостол Павел. Он предлагает нам быть мудрыми, а не неразумными и дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5: 15–16).

Из проповеди после Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде 7 декабря 2014 года

Архиерей должен быть впереди, даже если первенство оборачивается жертвой

Как доблестный военачальник, поднимаясь в атаку, говорит не «Вперед!», а «За мной!», так и каждый архиерей, поднимаясь в атаку, должен сказать народу: «За мной!»

Он должен быть впереди, даже если это первенство оборачивается жертвой. К этому призываемся мы, архиереи, в великий день совершения над нами рукоположения. Ведь именно так поступал преподобный и богоносный отец наш Сергий Радонежский, личность которого оказывает огромное духовное влияние на наш народ и по сей день. Он был тем, кто шел впереди.

Когда мы говорим от своего опыта, когда наши слова не расходятся с нашими делами, тогда они становятся по-настоящему убедительными, воздействуют не только на разум слушающих, но достигают их сердец. И такая проповедь, подкрепленная собственным примером, является наиболее действенным средством, с помощью которого мы можем обратить ближних и дальних ко Христу, побудить их привести свою жизнь в согласие с законом Божиим. А что это означает для жизни современного человека жить в согласии с законом Божиим? Это означает преобразовать весь мир, который сегодня проходит через множество кризисов и испытаний.

<…>

Настоящий успех в наших начинаниях зависит от того, как мы живем, имеем ли мы непорочную совесть пред Богом, ходим ли пред Ним, верны ли мы Ему.

Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Толмачеву), епископу Уржумскому и Омутнинскому, 14 декабря 2014 года

Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/75850.htm

Оставить свой комментарий

*

code