Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Преодоление Великого Поста

24 февраля 2014

 Христос в пустыне

       Диакон Сергий Чечаничев

       Преодоление Великого  Поста

       

       Ожидание Великого поста  душой православного христианина  наверное, можно сравнить с ожиданием начала сражения  воином, когда в сердце одновременно и с трепетным ужасом, и с радостным возбуждением  возникает помысел о  предстоящей борьбе между жизнью и смертью. Церковь постепенно подводит христианина к вступлению в Великий пост. На службах в подготовительные недели в сердцах молящихся  как бы вновь и вновь проживаются и осмысливаются история раскаявшегося мытаря Закхея и Христовы притчи «О  мытаре и фарисее»,  «О блудном сыне»,  «О Страшном Суде».

       Притча «о мытаре и фарисее» показывает нам, что вера человека бывает  разной: молитва фарисея направлена не к Богу,  а к самому себе. Он сам себе как бы выставляет отличную оценку за поведение. А короткая  и кроткая молитва мытаря: «Боже! Будь милостив ко мне грешному» — говорит о гораздо больших внутренних переживаниях человека, чем просто осознания  себя, как  грешника. Ибо всякое обращение к Господу, это, в первую очередь, умение точно и глубоко взглянуть внутрь себя, когда хочется схватиться голову и закричать: «Что же я натворил, Господи, прости меня!». Поэтому Церковь и учит свою паству  выработке в себе постоянного молитвенного состояния и очищению своего сердца от греховной грязи. Именно этому очищению способствует время Великого поста.

        В притче «о блудном сыне» Господь открывает нам безграничность своего человеколюбия. Мы подобно блудному сыну растрачиваем бездумно то богатство – здоровье, свободу,  целомудрие — те таланты, которыми Он одарил нас в начале нашей жизни. Мы возвращаемся в отчий дом только тогда, когда нас измучит жажда, голод, холод,  оставленность и одиночество, когда мы в полной мере «напитаемся рожками» предназначенными лишь для свиней и  совершенно недостойными того прощения, которое уготовал нам  наш Отец небесный. Мы можем принести Ему только один  дар на который Он сможет откликнуться – наше покаяние, наше сокрушение сердца. И именно этого дара ожидает от нас в Великом посту Господь.

        По прочтении  притчи «о Страшном Суде»  вспоминается прочитанная когда-то  притча о том, как человек  попадает в рай и спрашивает Бога, за что же он попал в рай: уж, не за тот ли длинный  список добрых  дел, которые  он совершил в своей жизни. На что Бог ответил ему: «Помнишь, однажды в холодную ночь ты подобрал бедного котенка?» Господь Наш Иисус Христос обязывает нас помогать людям в простых вещах: дать голодному поесть, жаждущему насытиться, помочь больному. Но не просто механически  помочь. Ведь смысл поступков не  в словах и действиях, а в том, чем наполнено сердце  человека. Господь в притче более жестко, но не жестоко,  говорит о тех, кто не оказали помощи ни одному «из сих меньших», а больше заботились о своей «праведности». И по сию пору люди стараются установить якобы согласие и мир в обществе посредством «праведной злобы», а не Голгофской Любви Иисуса Христа к  тем, кто их окружает.

       Подготовительные недели Великого поста заканчиваются воспоминанием Адамова изгнания из рая и умилительным чином «прощения» совершающегося в Православных Храмах в  Прощеное Воскресение – день, который помогает нам переступить через самих себя и простить взаимные обиды наших сердец. Корни обиды глубоко сидят в человеческом сердце и иной раз с болью и великим трудом приходится исторгать их из себя. Но как только пересилишь себя, так сразу на смену темному и беспокойному чувству приходит светлая радость прощенной обиды, с которой возвращается возможность дерзновенно молить Нашего Небесного Отца: «Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим…».

      Начало Великого поста — Чистый понедельник. В этот день в Храмах начинается особая служба  –  чтение Великого покаянного канона Св. Андрея Критского. И опять душа христианина с замиранием ждет, когда под сводами Церкви зазвучит покаянные слова, с тем, чтобы бережно принять их в свое сердце: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми   прегрешений     оставление…».

      Чтение Великого канона продолжается с понедельника по четверг в течение четырех дней по количеству частей канона. И горестно звучит в эти дни, обращенный к собственной душе,  покаянный плач молящегося человека: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй…».

     Целиком весь Великий канон прочитывается на пятой неделе Великого поста – так называемое стояние Св. преп. Марии Египетской: «Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше Промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас! Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину, исправила еси…». Святая подвижница сорок семь лет провела в одиночестве в пустыне, оплакивая свои грехи в посте и молитве и явила для нас пример глубокого покаяния и способности преображения человеческой сущности из блудного  греховного состояния к вершинам           святости.

      Что значит Великий пост в жизни православного человека? Это не просто воздержание от скоромной   пищи. Не это главное в посту. Есть в Св. Предании назидательный пример из жизни аввы Моисея: «Храня строжайший пост, преподобный Моисей радушно угощал посетителей своих. Однажды положено было в ските, где жил Моисей, поститься целую неделю, то есть вкушать только сухой хлеб. В это время к Моисею пришли братья из Египта. Он, чтобы угостить их, приготовил им вкусное кушание, которое и вкусил вместе с ними, считая это делом братской христианской любви. Некоторые монахи, видя, что ароматный дым выходил из его келии, донесли настоятелю, что Моисей преступил заповедь.  «Когда он в субботу придет в Церковь, то обличу его», — ответил настоятель. Когда же Моисей вошел в Церковь, то настоятель сказал ему: «Отец Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию».

      В своей книге «Ступени» ныне покойный Митрополит Антоний Сурожский рассказывает такую историю: «Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так. Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни. Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать зверски, т.е. не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас на страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:

       — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.  Я думаю, что многие из нас, могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви. Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть ни что иное, как Божественная любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…».

      Заповедь Божия  — это заповедь Любви. И наша задача пройти через время поста, как через особую возможность  сопричаститься этой Любви. Как через определенное временное пространство, уготованное нам для внутренней работы над собой.  Так,  чтобы мы смогли с помощью Церкви выявить в себе свои внутренние и внешние греховные наклонности и пороки и слезно просить Господа исцеления от них. Ибо самостоятельно искоренить в себе грехи —  человек бессилен. Одно из самых страшных заблуждений человека, которое может привести его к погибели – вера в собственные силы.

      Священник  Александр Ельчанинов писал в своих дневниковых «Записях» о том, что именно через преодоленное искушение в нас умножается  духовная сила. Великий пост — это время преодоления самого себя. Поэтому искушения этого времени особенно сильны. И здесь надо осознать, что только милосердный Господь может нас оградить от них и только в ответ на наше безоглядное устремление к Нему. Есть еще одна назидательная притча из  Св. Предания: «Старцы средних веков обратились ко Господу с тем, чтобы узнать как будут спасаться христиане последних времен. И Господь ответил так: «Христиане первых времен спасались через терпение гонений, мучений и истязаний, вы спасаетесь через несение подвигов в монашестве и отшельничестве, через подвижничество. Ничего этого у христиан последних времен не будет. Но, падут на них искушения и те, кто устоят в этих искушениях, будут выше вас и отцов ваших».  

      Великий Пост, это и  радостный период нашей жизни, так как в это время мы особо стремимся к очищению себя от греха и имеем от Господа возможность его искоренения .  В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва Св. Ефрема Сирина, которая сосредотачивает в себе не только весь глубокий духовный смысл Великого поста, но и высокую цель его: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».

      Что значит «зрети мои прегрешения…»? Величайший знаток глубин человеческого духа,  Св. преп. Исаак Сирин говорил: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов».

      Благословенное время Великого поста христианину следует проходить с особой осторожностью, с  терпением и кротостью, с молитвенной тихостью и мирностью сокрушаемого сердца. Только в этом случае он сможет испытать ту особенную радость, когда в светлую пасхальную ночь из темноты зарождающегося утра, раздастся тихое, как бы издалека приходящее, но одновременно — по мере приближения и  ликующее пение: « Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» — этот радостный гимн, возвещающий всем нам о воскресении Христа, о  победе Жизни над смертью.

Март 2008 г.

 

 

 

 

 

Метки:

Оставить свой комментарий

*

code