Последнее обновление: 25 сентября 2017 в 21:24
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов): «Русское богослужебное пение от князя Владимира до наших дней».

28 декабря 2015

Силуан 33
Основные тезисы лекции о духовной музыке:

«Русское богослужебное пение от князя Владимира до наших дней».

— Изначально текст песнопений всегда первичен, музыка всегда вторична, она несет функцию подачи и акцентации текста;

— богослужебная музыка русской православной церкви — это пение, родившееся в недрах христианского общества для нужд практического использования на клиросе.

— Оно не носило в себе элемента развлечения скучающих в храме от длительного богослужения прихожан. Все «длинноты» — результат средневекового взгляда на мир, как совокупность символов, отсылающих к Горнему;

— начиная с эпохи позднего средневековья и, тем более, барокко, в пении появляется элемент развлечения, не предусмотренный традицией.

При этом интересна эволюция авторства напевов:

— анонимность авторов;

— с позднего средневековья изредка появляются атрибуции отдельных мелодий канонизированным святым и известным христианам (царям, например);

— с XVII века появляются авторские песнопения, сочиненные (распетые) клиросными певцами;

— с XVIII века богослужебную музыку начинают предлагать для пения в храме композиторы, в основном специализирующиеся на светской музыке, но еще являющиеся практикующими христианами;

— с эпохи романтизма (нач. XIX века) композиторы, сочиняющие духовную музыку, все чаще заявляют о своем равнодушии к практическому воцерковлению (Мусоргский, Римский-Корсаков и пр.);

— с ХХ века этот процесс усиливается. Музыку для храма все чаще пишут люди имеющие лишь номинальное отношение к церкви, или не имеющие его вовсе.

— для нужд богослужения с XVIII века используется музыка, рожденная вне клиросной практики, далекая от традиционных напевов, авторская, вдохновленная латинской традицией. В отдельных случаях сочиненная не членами православной церкви (Сарти, Галуппи), что в корне меняет первоначальный взгляд на клиросное пение, становящееся генератором тех или иных чувств, которые все чаще стали принимать за молитвенное настроение;

— в эпоху романтизма (усиление выражения в творчестве личных переживаний) возникает новый интерес к старинным напевам, реализуемый методами чуждых православию традиций;

— эпоха русского возрождения в музыке характеризуется использованием вариантов старинных мелодий в стилизации русских народных песен. Это тоже фантазии на тему богослужебного пения, а не приобщение к древней подлинной осмысленной традиции. То есть тупиковый путь развития;

— тем не менее, изменить ситуацию нормальными методами невозможно. адекватной богослужебной музыкой можно считать не те или иные музыкальные формы, а соответствие этих форм задачам собравшихся в храме людей: объединение вокруг Чаши.

Оставить свой комментарий

*

code