Последнее обновление: 22 апреля 2024 в 15:37
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). О женщине, семье и воспитании детей

7 сентября 2016

«Вот своих детей родите, батюшка, так их и учите, а моих не троньте!»

Ну, нечестно это, матушка! Не придираюсь я попусту, просто обидно видеть, как сынишка пытается фальшивыми слезами заставить маму сделать по-своему. Если ребёнок уже в столь нежном возрасте стремится вить веревки из матери, проверяет криком её послушание, что будет дальше?Силуан 9

Да и не будет у меня, монаха и священника, своих детей. Другое у меня служение, и вообще, другое у монахов призвание. Так что, надеюсь, не буду я воспитывать других детей, кроме студентов моего духовного училища (бедные дети!).

Кстати, и большинство святых, писавшие о воспитании детей, также были монахами, т. е. не своих детей учили. И хотя преподаватели и студенты нашего училища лучше многих знают, что я не святой, очевидно, что со стороны видеть чужие проблемы воспитания проще.

Что при этом сложно – так это удержаться от осуждения и понять, что все недостатки ближних Господь нам показывает для того, чтобы мы не допустили их в своей жизни.

Но для этого надо действительно убедиться в своей греховности, а не просто декларировать её. Ведь когда видишь, что гибнешь и тонешь сам, как-то некогда осуждать странности и недостатки тонущих рядом с тобой людей.

Но надо ли вообще монаху рассуждать о семье и детях? Думаю, да. К этому побуждает и долг священника, и долг христианина.

Об этом надо говорить ещё и потому, что наше время часто представляется слишком отличающимся от предыдущих веков. Кажется, что и новые проблемы надо решать особыми, новыми способами. Кажется, что только наши беды уникальны, и именно наш случай особенный, поэтому и общепризнанные прежде нравственные и духовные законы в нашей жизни уже не действуют.

И вот здесь мы, и монахи, и священники, да и все христиане обязаны воспротивиться и сказать своё «нет»!

Да, жизнь каждого из нас уникальна. Да, нельзя всех нас равнять под одну гребёнку. У каждого свой крест, своя мера сил и дарований.

Но пока мы ещё имеем дерзновение называть себя христианами, заповеди Христовы никто для нас не отменял. Значит, опираясь на них, мы можем и даже должны поискать и пути выхода из наших трудных ситуаций, заново ответить на мучащие нас вопросы.

***

Честность при обсуждении всего – это залог истины.

Поэтому, обсуждая проблему женщины в современной семье, прежде всего надо сразу попрощаться с… нездоровым женским феминизмом: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» – свидетельствует апостол Павел (Гал. 3, 27-28). Эта фраза означает, что для тех, кто уверовал в Бога, принял Святое Православие, ответственность одинакова, заповеди одинаковы, иерархия жизненных ценностей одинакова.

Иными словами, «перед лицом Заповедей и канонов» совсем неважно, какого ты пола. Вот это и есть здоровый феминизм, совершенно уравнивающий женщину с мужчиной в правах на святость, богоподобие, богообщение. И многочисленные сонмы святых жен доказывают это со всей возможной убедительностью.

Вот тут и выстраивается формула, по которой надо высчитывать свое местоположение в семье, в Церкви и в этой земной жизни: на первом месте Бог, на втором – Отчизна, на третьем – семья, а уж потом доходит дело и до себя, любимого. Нарушаем эту последовательность, и тогда страдаем по собственному выбору.

Конечно, это идеальная формула, труднодостижимая большинством христиан. Мы несовершенны.

Но если мы не будем хотя бы пытаться применять в своей жизни эту формулу, то быстро запутаемся в бесконечных «хочу», уводящих нас в бездну одиночества.

***

Как спокойно воспринимать христианину истеричные крики мамаши на одном православном сайте: «если мой ребёнок заболеет, то я испробую все средства, лишь бы его вылечить. И никто мне тут не указ! И к бабке пойду, и к целителям. Главное – здоровье моего ребёнка. А Бог, Церковь, верность Христу, обещанная при крещении – это всё потом». Лишь пара человек стала спорить с ней, а остальные сочувственно гудят: «да, если прижмёт, тут уже не до благочестия, надо спасать жизнь ребёнка».

Где логика? Хотим воспитать из ребёнка верного сына своего Отечества и Церкви, но ограничиваемся только словами, прямо расходящимися с нашими делами. Спасем тело, изуродовав душу. Сами будет страдать, но не признаемся в своих ошибках.

Желаем, чтобы ребёнок не обманывал нас, но сами лжём постоянно, думая, что малыш «ещё ничего не понимает». Пытаемся привить уважение к Богу и Его Церкви, но сами своими поступками прививаем ребенку двойные стандарты – дескать, заповеди для других, а мы во имя семьи можем и соврать, и украсть, и безнравственностью не гнушаемся.

Видим любовь только в том, чтобы потаканием слабостям малыша приучить ребёнка к себе, пренебрегая другими. Мама разрешает или запрещает вопреки словам папы, бабушки (и наоборот) в тайной надежде, что уж к нему (ней) чадо уж точно испытывает настоящую любовь.

«Вот подрастёт, там пусть и постится». Подрос. Так и ест колбасу и чипсы, пьёт жутковатую желтоватую смесь, именуемую «пивом».

«Вот подрастёт, там пусть и ходит в храм на все службы, а пока пусть с утра поспит». Подрос. В храм не ходит практически совсем.

Мы боимся себе признаться, что иногда растим из маленького человека не христианина, а зверя, а ребёнок умело пользуется нашими педагогическими просчетами, привыкая всеми правдами и неправдами добиваться своего, не прикладывая честного труда.

Но любовь и труд – это, наравне с молитвой, необходимейшие компоненты воспитания. Это то, что с юных лет позволяет маленькому человеку расти достойным христианином и сыном своего Отечества.

А потом, когда маленький человек становится сильнее и самостоятельнее, и показывает нам всё то, что мы в него вложили, мы плачем: «Откуда в нём ЭТО?! Мы же его так не воспитывали!!»

А кто же воспитывал? Улица, дурное влияние соседей? А разве мы не виноваты? Ведь свято место пусто не бывает. Если что-то в ребёнка не положили мы, положит диавол, но совсем не то, чего бы нам хотелось.

***

И ещё немного о труде и наказаниях. Нашел я в интернете замечательное интервью с протоиереем Георгием Романенко, известным детским врачом-психиатром. Так приятно, что профессионал думает так же, как и я. Прочитайте интервью полностью обязательно. Здесь я приведу только две маленьких выдержки.

Батюшка, у меня есть пару примеров семей, где детям дана полная свобода. У них нет обязанностей по дому – их даже не приучают к домашней работе, они полностью предоставлены сами себе: девочкам школьного возраста позволено гулять допоздна, самим планировать своё время, делать себе покупки…

Вы согласитесь, чтоб ваш сын на такой девушке женился? Я – нет. Кому нужны такие девицы, которые могут только кушать, пить, гулять? А обязанности?..»

Некоторые считают, что наказывать ребёнка вообще нельзя.

Можно, и даже нужно, чтобы у него не закрепились дурные наклонности. Если поведение у него плохое, ну очень плохое, он плюётся, обзывается на мать или отца, с иконами плохо обращается, нужно ему постараться объяснить, что так делать нельзя, а если будет продолжать, то его накажут ремнём.

Наказывать нужно так: берётся ребёнок, его голова зажимается в коленях, потом берётся ремень и ребёнок очень-очень-очень сильно (подчеркну сильно!) лупится по заднице ремнём. Сильно, но коротко раза три. Потому что если вы будете бить легонечко: ата-та, ата-та, то ребёнок вырастет мазохистом. Нужно сильно, коротко, от души. Пусть покричит, поплачет, не вступайте в разговор, а потом, через день или через час – по ситуации – объясните ему, что делаете это, потому что любите его. Но ни в коем случае не говорите: «Ах, прости, так получилось».

Если он и после таких мер не меняется, идите к врачу-психиатру. Ведь бывает, что дети уже не могут совладать с собой, они уже больные.

Комментарии, на мой взгляд, излишни…

***

Ну и что делать, когда стало ясно, что педагоги из нас никакие, и что уже так поздно? Со смирением нести свой крест, нести последствия того, что получилось, стремясь к собственному преображению и изменению.

Очень трудно отказаться от взгляда на любимого человека, как на некоего рода собственность. Мы не должны никому, но нам должны все: и супруги, и воспитатели, и дети, и правительство. Даже Церковь нам нужна лишь для того, чтобы закрепить за нами нашу «собственность».

Как государство желает, чтобы Церковь чудесным образом улучшила нравственность и понизила преступность в обществе, но само мало прикладывает к этому усилий (не согласны? включите телевизор!) так подчас и родители желают, чтобы в Церкви детей заставили любить и почитать родителей.

От Церкви ждут магии, а не благодати. Благодать преображает, раскрывает человека навстречу Богу долгим путем самоотречения, проб и ошибок, а магия насилует человека, пытаясь при этом и Бога заставить изменить нас без нашей воли.

«Прочитайте над ним (ней) какую-нибудь молитовку, а то совсем от рук обился (отбилась)!» Так часто приходится слышать от родителей похожие слова каждому священнику. Начинаем беседовать – выясняется, что всё образование не основывалось на личном примере. Просто слова и запреты. Видимость единства, общения до поры до времени. Мама ходит в Церковь не преображаясь, что ребёнку сразу заметно.

Так часто от Церкви ждут помощи в воспитании, чтобы освободившееся время потратить на попытки догнать своё земное счастье. С самого начала в браке не было желания создать малую церковь, желания жить с Богом. Быт, карьера, заботы об устройстве детей в высшие учебные заведения. А в храм только входим и выходим, молитвослов открыли и закрыли. Но что меняется от этого, если в жизни мы по-прежнему руководствуется не заповедями, а здравым смыслом, «умением жить».

А когда это «умение» приводит к семейной катастрофе, ищем молитвы и особых старцев, которые, как клей, должны связать расколовшиеся остатки семьи.

Ложь порождает ложь, и без покаяния не выпутаться из этой бесконечной череды греха.

***

Конечно, глупо мне пытаться претендовать на непогрешимость в таких вопросах и в рамках статьи жестко регламентировать отношения в семье. У каждого из нас есть часть своего опыта, и уже надёжные и проверенные в других случая ответы в нашей жизни часто не срабатывают. Жизнь многообразна, и хотя порой кажется, что в принципе не существует ответов на многие вопросы, надо на свой страх и риск их искать.

Потому что мы верим, что Бог любит нас и желает нам блага, и помогает всем, искренне молящимся Нему.

Потому что об этом свидетельствует и опыт Церкви и всемирная история. За это значит, что и из «безвыходных» ситуаций может быть выход.

Потому что надо, подобно поколениям христиан до нас, найти в себе мужество отвлечься от себя и своих проблем, перестать гоняться за мирским счастьем. Искать прежде всего правды и Царствия Божия, а остальное приложится нам.

И поверьте, только тогда мы будем по-настоящему счастливы.

 

 

Цитирование по:

http://www.zavet.ru/deti/vzrosl/002.htm

 

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.