Последнее обновление: 10 ноября 2017 в 12:49
Подпишитесь на RSS:

6 сентября — день памяти св. равноап. Космы Этолийского

6 сентября 2016

Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского

Афанасий Зоитакис

Источник: Святая Гора

Выдающиеся церковные и общественные деятели, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому. Никодим Святогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович… Имена тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые ученые и неграмотные крестьяне, патриархи и военачальники выверяли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям. Пророчества и Поучения святого Космы были переведены на многие языки и изданы в десятках стран во всех уголках земного шара.Косма

Сразу после мученической кончины Космы Этолийского на месте обретения его мощей была воздвигнута небольшая часовня, известная как «Малая церковь святого Космы».

На перенесение мощей Святого в город Янина, а затем в монастырь, основанный в честь него Али-пашой Янинским, стеклось множество народа со всех Балкан. Вот как описывает эти события французский путешественник (очевидец событий):

«На рынке торговцы выходили из своих лавок и благоговейно крестились. Неисчислимая толпа собралась на пути следования процессии. Часть всадников телохранителей Али следовали за ромейскими монахами. Пение монахов соединилось с молитвой народа, который громко повторял слова “Господи, помилуй!”».

Из исторических хроник, мы узнаём, что окончание работ по строительству монастыря святого Космы относится к 1806 году, а в 1814 году «трудами всех благочестивых христиан, клира и народа» в честь Святого был воздвигнут величественный храм. Впоследствии обитель была местом постоянного паломничества и переживала период расцвета. О том с какой торжественностью праздновалась память святого Космы мы узнаем из газеты XIX столетия:

Ежегодно 24 августа в нашей провинции торжественно празднуется день памяти святого Космы Этолийского – в этот день совершается праздничное богослужение в храме, построенном в его честь. В монастырь Святого Космы в Коликандаси стекаются неисчислимые потоки людей из самых отдалённых уголков нашей области. Причём к Святому приходят не только христиане, но даже и мусульмане. Они с верой и благоговением преклоняют колена перед мощами, получая просимое исцеление от самых разных недугов и заболеваний.

24 августа 1892 года случилось и мне побывать на престольном празднике обители. То, что я увидел там собственными глазами, невозможно описать словами. Да мне не хватило бы и места, чтобы это сделать. Самое большое впечатление произвели на меня благоговение и вера, с которой люди (а среди них были и мусульмане ) приходили к мощам святого Космы и приносили ему свои приношения, а также чудеса, которые там происходили.

Большая часть мощей Святого чудесным образом сохранилась до наших дней в Албании. Им долгое время тайно поклонялись криптохристиане страны, которые справедливо опасались, что святые мощи могут быть уничтожены безбожным режимом.

В 1968 году в Албании был принят закон, предусматривавший запрет всех религиозных праздников и мероприятий, снятие и уничтожение крестов с православных храмов и кладбищ. Исполняя это предписание, полицейские приготовились к уничтожению монастыря Святого Космы. Начать было решено с его могилы (на ней как раз был крест, подпадавший под вышеуказанный запрет). Но едва приблизившись к мощам, полицейские услышали с небес глас и увидели, как из гробницы воссиял неземной свет и полыхнул огонь. Тотчас испуганные люди бросились бежать; с тех пор никто более не посмел приблизиться к святой обители и причинить ей вред. Официально же было объявлено о взрыве бомбы, якобы забытой там ещё со времён Второй мировой войны.

После этого мощи долгое время находились в музее албанского города Фиэри. В 1993 году их посетил один православный священник, рассказавший об удивительном факте. Каждое утро к мощам приходил пожилой мусульманин, который оставался возле них до вечера, пока музей не закрывали. На недоуменный вопрос священника, он ответил, что приходит к мощам потому, что святой Косма помог ему лично и, кроме того, он собственными глазами видел, сколько чудес и исцелений было совершено от его святых мощей до перенесения в музей.

Греческий историк в конце девятнадцатого века писал, что кресты, оставленные Космой Этолийским, «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа, Музини». Эти кресты часто обновлялись, и некоторые из них сохранились до нашего времени. Там же, где по тем или иным причинам они не сохранились, устроены поклонные места, кроме того, многие горные деревни, в которых были установлены кресты, получили названия Ставрос, что в переводе с новогреческого означает «крест».

Уже в минеях 1818 года Косма упоминается как Святой, равно как и в Синаксарии 1819 года. Однако официальное прославление святого равноапостольного Космы из-за козней врагов Православия, стремившихся стереть его имя из народной памяти, состоялось лишь в 1961 году.

Память о святом Косме сохраняется не только в Греции, но и в Албании, Сербии, Турции… Вплоть до середины прошлого века в районе Парамифия ученики перед началом школьных занятий произносили такую молитву: «Воссиял небесный свет, так поклонимся Христу, честному Кресту и святому Косме, пострадавшему за нас. Да поможет он нашему учителю и родителям». Многие жители деревни Арнеа после встречи с проповедником, который изменил всю их жизнь, в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия «Космас» также получила широкое распространение.

Жители деревни Тсираки в знак уважения, признательности и благодарности святому дали своему селению его имя – Агиос Космас.

Практически в каждом населённом пункте, через который прошёл, проповедуя святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанные с его именем. Так, жители деревни Авра района Каламбака рассказывают такую историю: «Когда отец Косма пришёл в деревню, он собрал всех сельчан и начал проповедовать. В конце кто-то протянул ему грушу. Но Святой не принял её, потому что она была украдена».

Во многих областях Балканского полуострова широкое распространение получили рукописи проповедей Космы. Они были хорошо известны ещё при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. Проповеди и письма святого Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах.

В конце XIX века в одном из домов престарелых города Янина брали интервью у почти столетнего старца. Среди прочего журналисты спросили: «Каким было ваше самое сильное впечатление в жизни?» Тот, не колеблясь ни секунды, ответил: «Когда я, ещё маленьким мальчиком, услышал проповедь святого Космы и поцеловал ему руку» – и заплакал.

Жители центральной и восточной Греции рассказывают, что их детство было тесно связано с пророчествами святого Космы: их обсуждали всей семьёй, передавали из уст в уста.

Вера во исполнение пророчеств святого Космы сохраняется в Греции до сих пор.

На родине Святого 24 августа (день его памяти) – не только нерабочий день, но и поистине всенародный праздник.

Долгое время имя равноапостольного Космы Этолийского было незаслуженно забыто в России. Ситуация начала меняться только в последнее время. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколько посвященных ему публикаций. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Сегодня, когда церковная жизнь подвергается опасности обмирщения, образовательная система переживает кризис, а семьи разрушаются, пример великого православного святого Космы Этолийского показывает путь не только личного духовного спасения, но социальной и гражданской ответственности.

Некоторые чудеса святого Космы

После смерти святого Космы по его молитвам было совершено множество чудес, и по сей день Святой с готовностью приходит на помощь скорбящим и нуждающимся.

Многие бесплодные женщины, с верой прибегавшие за помощью к мощам Святого, получили желаемое исцеление и вскоре стали матерями.

Один из самых выдающихся современных церковных деятелей Греческой Церкви, приснопамятный архимандрит Харалампий (Василопулос) рассказывал, что избежал смерти благодаря заступничеству Космы Этолийского. Шел 1943 год. Отец Харалампий служил проповедником в миссионерском братстве «Святой Косма» города Янина. Когда город был захвачен итальянскими оккупантами, братство разогнали. Отец Харалампий и другие проповедники были брошены в тюрьму и приговорены к расстрелу. Сорок дней в ожидании исполнения приговора они горячо молились своему покровителю – святому Косме Этолийскому. Святой действительно спас их, и они непостижимым образом избежали смерти.

Чудесные события случились в греческом селении Арнеа на полуострове Халкидика. Двадцать третьего июня 1943 года Косма Этолийский явился во сне Сусанне Трикалиоти и сказал: «Я святой Косма. Возьми эту просфору и скажи односельчанам, что через вашу деревню пройдут болгарские войска, но они не причинят вам вреда». Сусанна, поцеловав руку святого, попросила у него ещё одну просфору, чтобы отнести своим детям. «Не беспокойся, я уже сам отнёс», – отвечал ей он. Вернувшись домой, она действительно нашла на печке просфору.

Спустя некоторое время святой Косма вновь явился той же женщине и обратился к ней со следующей просьбой: «Приходи сюда каждый день и возжигай лампаду под каштановым деревом, которое я тебе укажу».

 

В военное время необходимо было иметь специальное разрешение греческого военного командования, чтобы покинуть селение Арнеа. Сусанна же, не имея такого разрешения, проходила мимо солдат, чудесным образом оставаясь невидимой.

В 1948 году Святой вновь явился Сусанне и сообщил, что через два месяца из болгарского плена на свободу выйдет её муж.

В 1952 святой Косма в последний раз явился Сусанне и попросил построить на том самом месте, где когда-то по его просьбе она каждый день зажигала лампаду, небольшую часовню. Тотчас же она сообщила об этом епископу Киприану, который сначала не поверил её рассказу. Однако через два дня епископ позвал Сусанну к себе и дал своё благословение на начало строительства. Двадцать второго августа 1999 года на этом месте по благословению правящего епископа Никодима был основан монастырь.

Сразу после окончания Второй мировой войны Грецию захлестнула братоубийственная война. Двадцать пятого декабря 1947 года благодаря заступничеству святого Космы произошло чудесное спасение города Фермо (возле этого города впоследствии был основан монастырь в его честь). Одна из враждующих сторон, подготовив артиллерийский обстрел города, так и не решалась начать нападение, которое, без сомнения, принесло бы много жертв и разрушений. Как вспоминали потом сами солдаты, им казалось, что улицы Фермо заполнены воинами противника, и это обстоятельство заставило их отказаться от запланированного нападения. В память о чудесном спасении города в монастыре Святого Космы до сих пор ежегодно совершаются благодарственный молебен и служба.

Двадцать четвертого августа 1970 года святой Косма совершил ещё одно чудо, о котором до сих пор помнят и рассказывают очевидцы этих событий – жители города Фермо. Некий бесноватый юноша из города Патры вместе с родителями посетивший многие святые места, но так и не получивший исцеления, сказал родителям: «Я исцелюсь, если вы отвезёте меня к святому Косме». Родители выполнили его просьбу и накануне престольного праздника привезли его в монастырь Космы Этолийского в селении Мегало Дендро. Чудесное исцеление случилось во время литургии, когда отец Апостолос (Кастанас) с помощью нескольких мужчин, державших вырывавшегося бесноватого, причастил болящего юношу. В тот же миг демоны вышли из несчастного, и он воскликнул: «Я исцелён! Слава Богу! Господи, помилуй! Святой Косма меня вылечил! Скорее снимите с меня узы». Возблагодарив Господа и великого чудотворца святого Косму Этолийского, благочестивая семья покинула святую обитель.

Ещё об одном чуде рассказал Ефимий Алексиу, житель Афин.

«В 1987 году мой сын Константин проходил обвиняемым по одному уголовному делу. Его обвиняли в преднамеренном убийстве. На самом деле преступление совершили два его «друга», воспользовавшись его охотничьим ружьём. В день суда один из наших родственников дал мне небольшую иконку святого Космы. В течение всего судебного заседания я горячо просил святого помочь доказать невиновность моего сына. Вдруг я увидел, как рядом с иконой Спасителя, освящавшей зал суда, появился лик святого Космы. Святой сказал, что невиновность моего сына будет установлена при условии, что я не буду малодушным и маловерным. Действительно, суд совершенно оправдал моего сына, и я, в знак благодарности, ежегодно приезжаю на престольный праздник в монастырь Космы Этолийского города Фермо».

В 2002 году в святой обители Космы Этолийского произошло следующее чудо: каждый раз, когда строители приступали к работе по возведению западной стены обители, то становились очевидцами удивительного неземного благоухания.

Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей.

Влияние поучений святого Космы на современников было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты аудиторией, но и получили практическое воплощение в жизни народа. Косма общался с людьми не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом: устной проповедью и собственным примером. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его личности и влияния, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним.

«Куда бы ни приходил» Косма Этолийский «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы,…грешников привел к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни возсиял новый апостол», писал ученик и один из первых биографов святого Космы Сапфирос Христодулидис. Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По свидетельству Дзонца, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек.Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его последователей. Дзонца кратко, но очень емко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

1.Рукописи с текстами проповедей Космы были хорошо известны еще при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. «Многие знают пророчества, чудеса и поучения святого Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Все это они узнали из традиции от своих родителей. У них они научились благоговейно относиться к Святому. Когда они произносили его имя, крестились, а многие даже плакали». Проповеди и письма Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах: «прошу вас, братья мои христиане, еще ненадолго остаться в храме, и не полениться послушать некоторые слова святого Космы, которые я вам скажу, проповеданные им в прошлые времена. Благослови владыко».

  1. Своими проповедями святому Косме удалось остановить набиравшую обороты массовую исламизацию. Подтверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современников: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви…остановили стремление к принятию ислама многих жителей». «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в местах тех, не оставалось бы сейчас там не одного православного христианина» – пиcал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос.
  2. Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых дарителей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей. Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие.
  3. Стараниями Святого по всей Греции было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня, обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой.
  4. Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего образования. Несомненно, это был передовой и беспрецендентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно», но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной.
  5. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем. Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века.
  6. Одного слова Космы было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в Пятницу, Субботу и Воскресение, аскет святой Косма отменил Воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по Воскресным дням прекратилась». В результате люди вновь получили возможность ходить в храм, где не только присутствовали на службе, но и изучали Святое Евангелие, творения Святых отцов и светские науки.
  7. Святой Косма заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Показательно, что его учение сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании греческой экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, первым рассказал о необходимости их прививать, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев.

Тысячи деревьев были посажены самим Космой Этолийским, так что и сегодня во многих греческих селениях люди показывают деревья, посаженные руками Святого. Многие исследователи полагают, что распространенный в Греции обычай сажать во дворах домов тутовые деревья также пошел от святого Космы Этолийского.

  1. Об эффективности поучений Святого свидетельствует и то обстоятельство, что он обратил во Христа и заставил оставить разбой множество преступников, промышлявших в разных областях страны. Он безбоязненно встречался с самыми жестокими главарями шаек и разбойничьих банд и убеждал их оставить претеснение соотечественников и направить все силы на грядущее освобождение народа от иноземного ига.

Удивительная перемена произошла с легендарным разбойником Тоцкасом, которого Святой встретил в селении Загори. Пораженный проповедью Космы разбойник не только оставил воё кровавое ремесло, но и на собственные средства купил сорок больших медных купелей для жителей отдаленных селений. Также на его деньги была построена церковь Святой Параскевы в селении Аплохори и мельница, обеспечившая функционирование храма и школы в деревне Дервизана. Кроме того, Косма Этолийский смог убедить Тоцкаса посвятить себя делу освобождения от иноземного ига, «его отношения с апостолом нации (так в Греции традиционно называют Косму Этолийского) всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму».

  1. По всей Греции Святым были установлены сотни деревянных крестов, открыты часовни и храмы. Богослужение было единственной легальной формой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни Церкви рассматривалось Святым как реальный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних селений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник). Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних населенных пунктов, способствовать их постоянному общению, было вызвано и организованное Космой Этолийским строительство на перекрестках дорог, между соседними селениями, проскинитарий (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также стекались люди со всей округи.
  2. Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Святой раздал слушательницам более четырехсот тысяч косынок и платков). Благодаря его деятельности сегодня белый платок – устоявшийся элемент народной одежды Эпира.
  3. Особое внимание святой Косма уделил сохранению греками своего родного языка. Дело в том, что в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь исправить ситуацию, Святой неоднократно посещает проблемный регион со своей проповедью. Результат превосходит все ожидания: жители сотен албаноязычных и двуязычных деревень вновь начинают говорить на греческом языке и как следствие возращаются под омофор православной Церкви.
  4. Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёх сотен тысяч чёток. Именно благодаря стараниям равноапостольного Космы, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это указывает и старец Паисий (Эзнепидис), говоря, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы».
  5. Учение святого Космы востребовано и в современном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически переиздаются. «Слова» Космы Этолийского – настольная книга в каждой православной греческой семье. Кроме того, поучения переведены а несколько европейских языков (особый успех имел перевод на английский язык, выполненный К. Каварносом).

Афанасий Зоитакис

Источник: Святая Гора

5 сентября 2012 г.

 

 

Оставить свой комментарий

*

code