Последнее обновление: 17 декабря 2017 в 21:55
Подпишитесь на RSS:

Зависть, как страсть, погубляющая человека

25 февраля 2014

Диакон Сергий Чечаничев

 Завистник       Десятая заповедь Закона Божия гласит: « Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего».

Грех против этой заповеди называется  завистью. Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до худых дел, ибо «Завистью дiавола грех в мир вниде» (Прем. Сол.,2,24)

 

 1.Что такое страсть?

 

Слово “страсть” дословно означает “страдание” — именно в этом смысле мы говорим о страстях Господа нашего Иисуса Христа на кресте. Однако в святоотеческих писаниях это слово приобрело иной смысл. Страстями отцы-подвижники называют укоренившиеся греховные привычки — язвы души, которые причиняют страдания их обладателям. Естественно, страсти образуются в человеке не без помощи злых духов: как говорят святые отцы, страсти — те же бесы. И это действительно так: одержимый сильной страстью человек мало чем отличается от бесноватого. Страсти как цепи, сковывают нашу свободу, и мы становимся рабами греха. Через страсти злые духи как уздой управляют человеком. Как пишет святой апостол Павел: “Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим.7.19).

 

Первоосновой всех страстей, действующих в человеке является гордость. Гордый человек забывает о Боге, считает себя центром мира и угождение себе считает главным благом. Он присваивает себе право судить и осуждать ближних, сам устанавливает законы и требует, чтобы и другие по ним жили. Закон Божий оказывается для такого человека неприемлем. (2)

 

«Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится». С этим определением св. Иоанна Лествичника согласны свидетельства и всех других отцов, представляющие страсти как нечто чуждое душе человека, скверное, недостойное. (3)

 

 2. Проявление страсти зависти в человеке.

 

Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную безчисленными бедствиями. От этой болезни судилища наполнены подсудимыми. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость. Отсюда на путях преступные разбойники и на морях грабители. Отсюда убийства во вселенной; отсюда разделение нашего рода. Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиною множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду. Она и свободных делает рабами (1)

 

В своей книге  «О ревности и зависти» Св. Киприан Карфангенский пишет:   «Кто вникнет в дело, найдет, что христианину надлежит более всего беречься и с особенной осмотрительностью заботиться, чтобы не увлечься злобой и завистью, чтобы брат, опутанный скрытыми сетями тайного врага, возымев от ревности вражду на брата, не поразил себя, сам того не зная, собственным своим мечом. Чтобы полнее представить это и яснее понять, обратимся к началу и источнику, посмотрим, откуда и как началась ревность; ибо легче нам будет избегнуть столь пагубного зла, если мы будем знать его происхождение и великость. В самом начале мира диавол первый погиб от этого зла и сделался губителем. Он, украшенный ангельским величием, угодный и любезный Богу, возревновал и предался враждебной зависти, увидевши человека созданным по образу Божию, и затем, подстрекаемый ревностью, сам низвержен ревностью прежде, чем низверг другого, пленен прежде, чем пленил, погиб прежде, чем погубил, и, возжелав из-за зависти отнять у человека благодать дарованного ему бессмертия, сам утратил то, чем был прежде. Каково же это зло, возлюбленнейшие братья, от которого пал ангел, которое могло опутать и низвергнуть столь высокую и превосходную тварь, которое обольстило самого обольстителя? С тех пор зависть свирепствует на земле и гибнет от зависти, кто повинуется учителю погибели, подражает диаволу, кто ревнует, как сказано в Писании; завистию же диволею смерть вниде в мир; а ему подражают все, которые суть от его части (Прем. 2, 24». (5)

 

 3. Причины возникновения страсти

 

Природа страстей такова: все святые отцы (а лучше сказать, сама Церковь) веруют и учат, что человек до грехопадения своего не знал никаких страстей. У него были добрые и чистые расположе-ния души и тела, направленные исключительно на богоугождение. Но со входом греха они извратили надлежащее направление и вместо прежней небесной цели стали преследовать уже земную, страстную, нечистую. Природа-то их осталась целой, а свойства и образ проявления совершенно переменились, так что и узнать в нынешних страстях их истинную сущность трудно. Но если мы эту грязную монету очистим от налипшей грязи и нечистоты, она заблестит снова прежней чистотой и светлостью. Святые всю жизнь то и делали только, что старались очистить первозданный образ Божий в своей душе от тьмы страстей. Этого они и достигали. (3)           Всякая страсть складывается из укрепления в себе человеком известного навыка к тому или иному виду худого дела и страстного движения сердца к нему. Сами по себе греховные навыки ни вредны, ни полезны, а получают свое качество от тех дел, на которые направлены. «Бойся привычек больше, нежели врагов, — говорит св. Исаак Сирин. — Питающий в себе привычку — то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другого зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою». (3)

 

Старец Никдим учил также, что нужно быть готовым к нападению страстей, стараться не допустить их в сердце. Но если же это произошло, то нужно не обнаруживать это ни словом, ни делом, ни даже взглядом.(2)

 

  4. Борьба со страстью и пути ее преодоления.

Как бороться со страстями? Против каждой страсти существует противоположная ей добродетель; посредством нее и нужно ратовать. (3)

 

Страсти зависти должно противопоставлять добродетели  кротости и смирения. Одной из главных задач истинного христианина является – очищение своей души от всякой внутренней нечистоты, согласно увещеванию Апостола Павла: «очистим себя от всякие скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7,1). Поэтому, чтобы избежать этой страсти нам необходимо хранить чистоту сердца, стремиться отстать от всяких земных пристрастий, от всяких худых и нечистоплотных мыслей и желаний и научиться довольствоваться тем, что мы уже имеем, тем, что даровал нам Господь. Быть благодарным Богу за все Его благодеяния, никогда не желать чужого, а радоваться за других если они живут в достатке. (6)

 

Борьба со страстями основана на понимании их действия и обучении законам невидимой духовной брани. Местом сражения в ней является наше сердце, а временем — вся наша жизнь. Первый закон этой невидимой битвы — это то, что человеку нельзя надеяться на свои силы, свое разумение или доверять своим чувствам. Силы наши далеко не равны силам невидимых врагов, а чувства повреждены грехопадениям. Если же мы хотим победить какую-либо страсть своими силами, без помощи Божией, то этим только укрепляем свою гордость. То есть, пытаясь разрушить здание страстей, мы как бы укрепляем его фундамент. Поэтому борясь с грехом, прежде всего, нужно избавится от гордости и приобрести смирение. Смирение подрывает основу страстного состояния, а благодать Божия довершает дело, начатое самим человеком. Для исправления жизни человеку важно осознать состояние своей души. И как часто бывает, что чем чище душа у человека, тем внимательнее он следит за своими мыслями и желаниями. Как на белой бумаге каждое пятнышко заметнее, чем на грязном листе.

 

Старец Никодим Святогорец в своих поучениях говорил, что если хочешь побороть страсти, то сначала внимательно изучи свое сердце и пойми, какие помыслы, какая страсть наиболее господствует и мучает его, а затем именно против неё веди борьбу. Если же в сердце внезапно поднимется другая страсть, то нужно тотчас прогнать ее, а затем опять обратить оружие против главной страсти. В этой невидимой борьбе, следует в первую очередь противоборствовать тому, что наиболее опасно в данный момент. Борьба со страстями и победа над ними приближают нас к цели всей нашей жизни — очищению души, в которую входит благодать Святого Духа и она обретает утраченную через грехопадение прародителей чистоту и славу.(2)

 

Примечания:

1.Беседы святителя Иоанна Златоустого о борьбе со страстями (Из бесед на Евангелие от Иоанна)

http://www.ubrus.org/data/library/pages/199/Main.htm

2.Закон Божий . http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/16/O_borbe_so_strastJami/

3. Епископ Варнава (Беляев) «ОСНОВЫ ИСКУССТВА СВЯТОСТИ»

http://pilotchart.narod.ru/text/Varnava/Varnava_3_1_3.htm

4. АВВА ДОРОФЕЙ — Душеполезные поучения

5. Св. Киприан Карфангенский  «О ревности и зависти»

6. Прот. Серафим Слободской «Закон Божий», Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994 г. Стр.584.

  Май 2008 г.

 

Метки: ,

Оставить свой комментарий

*

code