Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь после Литургии в Храме святителя Луки в субботу 12 ноября 2016 года

15 ноября 2016

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю Вас с памятью святого священномученика Зиновия.

…Мир и благополучие — это то, что необходимо каждому из нас. Никто из нас не любит жить в скорбях, в опасностях, никто из нас не любит болезни. Все мы хотим, конечно же, мира и благополучия. Но если бы в нашей жизни всё было хорошо, мы с вами, наверное, никогда бы про Бога не вспомнили, никогда бы не стали православными христианами. Может быть, зная это, Господь и даёт нам скорби и болезни, которые мы можем понести, и которые, при должном расположении души, приводят нас к Богу.siluan-49

И вот приходим мы в церковь, измученные проблемами и болезнями, подчас не понимая, что такое христианство, что такое Церковь. И иной раз вообще думаем о Церкви неверно, принимая Её совсем не за то, чем она является.

Например, часто приносят детей крестить просто для того, чтобы меньше болели. Принесут и унесут после таинства. В то время как Крещение — это не магический обряд, а Таинство вхождения в Церковь Христову. Оно налагает на человека определенные обязательства перед Богом, перед Церковью, перед другими людьми. Среди прочего Крещение подразумевает покаяние и регулярное Причащение.

Причащение — тоже великое и святое Таинство, — не просто приводит к здоровью взрослого или ребенка, а соединяет человека с Богом. И это удивительное, невероятное для человеческого понимания Таинство, удивительное чудо, спокойно предлагается в каждой православной церкви любому кающемуся и желающему христианину, конечно, тоже требуя отклика человека.

Иными словами, несмотря на то, в каком состоянии мы пришли в Церковь, нам необходимо узнать, что церковь – это не просто место, в котором приятно пахнет, приятно поют, можно поставить свечки. Церковь — это таинственная больница для всех нас — больных грехом потомков Адама и Евы. И в храм мы приходим не для того, чтобы насладиться чем-то, или выпросить у Бога чего-то своего. Молитва в храме — это наше общее собрание для общего прославления Бога, для общей молитвы, совместного причащения Святых Христовых Тайн, как заповедовал Господь наш Иисус Христос.

Многие часто говорят: «а вот в Церкви должно быть так…», «а христиане должны быть такими…», но сами не желают и слышать об изменении жизни. Но у каждого христианина есть свои определенные права и обязанности. И одна из этих обязанностей — регулярно ходить в храм Божий, собираться на молитву. В древности даже считалось, что тот, кто три воскресения подряд пропустил молитву в храме, уже недостоин причащаться без особого покаяния. А у нас частенько по полгода в храм крещеные русские православные христиане не заходят и даже не чувствуют раскаяния: «а что такого? Выйду на пенсию – буду ходить, а пока некогда!» «Ох, здоровья нет, хоть и на пенсии, а не до храма – вон сколько болячек и хлопот» и так далее.

Независимо от того, с каким багажом знаний, с каким пониманием Церкви мы приходим в храм, нам есть, куда расти дальше, есть, что узнавать о Церкви Божией. В первую очередь, мы должны представлять, что Церковь — это не столько исполнение определенных ритуалов и обрядов, сколько место молитвы, начала покаяния, изменения своей души, обращение её к Богу.

А что такое «обращение души к Богу»? Человек, который повернулся к Богу, уже не может грубое слово сказать своим помощникам, детям, родственникам, соседям. Человек, который повернулся к Богу, не может вас обмануть, обсчитать, иным каким-то образом слукавить. Человек, который повернулся к Богу, будет стараться выполнять свою работу, своё послушание стопроцентно хорошо, насколько это возможно и в его силах. И так далее.

То есть, поворот к Богу, покаяние подразумевает изменение жизни, изменение отношения к окружающим людям. Тогда мы понимаем, что в нас произошло какое-то покаяние, когда действительно заставляем себя быть другими. Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) Любовь друг ко другу даже когда нам от ближнего ничего не надо, и от него никакой выгоды не можем получить, это результат покаяния. Это то, что приводит нас ко Христу и к христианству.

Дорогие братья и сестры, будем же об этом помнить!

А то иной раз всё своё христианство пытаемся свести к каким-то внешним моментам: пришли в храм, забежали на пять минут, свечку поставили и поскакали дальше по своим делам. И забываем, что свеча — это символ нашей молитвы, того, что мы стоим рядом и молимся. Ведь свеча не может за нас молиться! Это просто воск (ну, в современных условиях еще какие-то химические добавки) и фитиль. Воск не может за нас молиться, молиться можем только мы сами! Об этом надо помнить.

Одно дело, когда мы куда-то действительно торопимся, действительно у нас нет возможности постоять всю службу в храме. А другое дело, когда возможность есть, но мы не считаем нужным это делать, не желаем прийти в храм, постоять на богослужении, вслушаться, помолиться. Потому что, «ну, зачем же так часто ходить? Вот на пенсию выйдем, и будем ходить чаще, а молодым-то зачем часто ходить?» А я напоминаю вам, что христиане каждое воскресенье считают за счастье собраться вместе и прославить Бога, давшего нам жизнь и надежду на спасение.

Дорогие братья и сестры, не будем отвергать этот Божий дар!

Вот сегодня слышали в апостольском Послании, как важно не скатиться нам обратно в иудейское обрядоверие (2 Кор. 3, 12-18). Апостол Павел предупреждает: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Раз отошли от древнего иудейского закона, то не для того, чтобы обезуметь от вседозволенности или наоборот, заменить старое бремя обрядов новым! Свобода дана, чтобы любить Бога, не сковываясь внешними обрядовыми рамками. Богу всё равно, один вы поклон положили, или два, съели печенье или не съели печенье. Главное, очистили ли вы своё сердце или нет!

Этого очищения сердца, покаяния и любви я искренне желаю и себе самому, потому что многому и мне самому ещё надо учиться, и всем вам, приходящим в этот святой храм.

Да поможет нам в этом Господь по молитвам нашего Небесного покровителя великого русского врача и христианина — архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), и сегодня празднуемого священномученика Зиновия. Ангела-Хранителя всем и благословения на наступившую субботу.

А сейчас целуем святой крест и расходимся по домам, благодаря Господа Бога!

Оставить свой комментарий

*

code