Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на литургии в субботу Акафиста 16 апреля 2016 года

17 апреля 2016

 

Приближается Страстная Седмица и Пасха Христова. И Святая Православная Церковь в евангельских чтениях позволяет нам мысленно пройти этот путь последних дней земной жизни Спасителя вместе с Ним.
Мы слышим о последних словах Христа, о Его беседах с учениками. Нам предлагается уяснить смыслы слов, которые когда-то были внове для апостолов, и которые из года в года предлагаются с определённой целью всем нам, собравшимся в святом храме.Силуан 1
В первом евангельском чтении мы слышим, что для того, чтобы понять смысл жертвы Христовой, необходимо исповедовать Иисуса не просто учителем нравственности или пророком, но Богом и Христом. И мы слышим, как наш небесный покровитель апостол Петр от имени всех учеников Христовых и от имени всех нас, стоящих в этом храме, исповедует Господа Иисуса Христом – Спасителем всего человеческого рода. Господь в ответ на это объясняет им Тайну спасения: подобает Сыну человеческому много пострадать, претерпеть искушения и издевательства от иудейских старейшин, быть убитым и в третий день воскреснуть (Мк. VIII, 27-31).
Эти слова мы каждый день читаем в Символе веры, знаем их прекрасно, и апостолы их услышали. Но что мы видим после Распятия? Смущение! Петр отрекся! Апостолы не знают, что им думать и делать! Лука и Клеопа идут печальные и рассуждают о том, что вот только-только им казалось, что их ждёт слава, возможно они будут правителями всего мира, а вместо этого их Учителя схватили, распяли, убили.
Оказывается, слова, которые Христос им говорил, прошли мимо их ушей! Они, вероятно, думали, что это такое милое иносказание, смирение в словах. Что надо немного так поговорить, а потом с чистой совестью идти забирать власть у Рима. И когда Христа распяли, они даже не вспомнили про эти пророчества.
Но воспоминания об этом не столько повод, чтобы осудить апостолов, сколько повод задуматься нам самим. Нам в Церкви тоже постоянно что-то говорят. Читается Священное Писание, поются особые, священные песнопения, чтецы читают священные тексты. Они священные не потому, что какие-то магические, а потому, что относятся к самому главному в жизни человека: к богообщению, к нашему спасению, к переходу из этой жизни в иную. К тому, чтобы эту жизнь прожить достойно в соответствии с данными нам Господом Иисусом Христом заповедями. Но насколько мы слышим их? Не забываем ли мы о них тогда, когда наша вера подвергается испытаниям?
Укрепляет нас в этой мысли второе евангельское чтение этого дня. Оно всегда полагается на праздники Богородицы (Лк. Х, 38-42; XI, 27-28).
Примечательно, что в этом отрывке почти ничего о Богородице не говорится. Она упоминается косвенно, как бы невзначай. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»
И в этом есть глубокий смысл. Нам не рассказывается что-то из жизни Богородицы, а показывается вся суть Её жизни: Она воплотила Евангелие в Себе. «Блаженны те, кто слышит и соблюдает Слово Божие». Счастливы те, кто не ограничиваются лишь внешним пониманием текста, не просто слушают, но переживают слова, услышанные от Бога в храме или дома. Эти слова должны в нас прорасти, принести определенный плод.
Мы иногда приходим в храм как бы закутанные в невидимый, но непроницаемый кокон. Нас тут пытаются отмыть, очистить грязь с нашей души. А мы не даём этого сделать. Святые слова проходят через нас, и идут дальше, не задерживаясь. Выходим из храма такими же, а подчас и хуже, чем раньше.
И на все есть оправдание. «Да, конечно мы раздражительны, потому что здесь нас толкнули, там душно, служба долго идет, еще что-то. И вообще, сами виноваты, постов наустанавливали, мы голодные, голова болит постоянно!» Постоянно что-то крадёт наше внимание. Мы рассеиваемся. И Слово Божие, вечное Слово, обращенное Христом к каждому из нас сегодня, здесь и сейчас, проходит мимо нашего внимания и не приносит того плода, которое могло бы принести.
Завтра мы прославляем память великой подвижницы и угодницы Божией преподобной Марии Египетской. Много ей понадобилось услышать слов в храме, чтобы принести невероятный плод покаяния? Одного богослужения. Нескольких минут.
И в житиях других святых слышим нечто подобное. Когда основатель монашества преподобный Антоний Великий услышал в храме слова Евангелия от Матфея «если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и отдай нищим» (Мф. XIX, 21), он всё раздал, обеспечил родственников и ушел в пустыню молиться Богу. И больше не возвращался. Так сильно он пережил слова Христовы.
А перед нами стоит не менее серьезная и трудная задача. Потому что от нас требуется не уйти из Санкт-Петербурга куда-то в пустыню, чтобы вдали от людей найти в своей душе Христа, а найти Христа в пустыне большого города, среди больших улиц, наполненных людьми с потухшими глазами. Найти Христа среди своих ближних, с которыми мы подчас и дня не можем прожить, чтобы не поругаться по какому-нибудь пустяку, мелочи. А потом эти люди уходят из нашей жизни, и мы плачем. Не только потому, что нам без них тяжело, но и потому что понимаем, как мало своей души мы уделили усопшим! Как мало мы потрудились, чтобы в них зажегся огонь благодати Божией.
Вот об этом и предлагает нам на каждом богослужении задуматься Святая Церковь. Для того она и существует. Не просто для того, чтобы мы получили некую благодать, которая нам позволит комфортно прожить эту жизнь. Нет! Для того, чтобы мы получили силы изменить свою жизнь, её очистить, принести Богу в конце своих дней иной, нежели мы имеем её сейчас.
И да поможет нам Господь Бог, предстательством Пресвятой Богородицы, преподобной матери нашей Марии Египетской, всех святых найти в Церкви действенную поддержку и силу для коренного изменения своей жизни.
Чтобы глядя на нас, люди хотели вместе с нами приходить в храм, каяться и исправлять свою жизнь.
Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code