Последнее обновление: 17 декабря 2017 в 21:55
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в субботу, 3 декабря 2016 года, в храме святителя Луки Крымского

8 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братия и сестры!

Так устроен человеческий разум, что что-то плохое мы запоминаем довольно быстро, а вот о чём-то хорошем нам постоянно надо напоминать. Поэтому из года в год Церковь постоянно нам напоминает о том, что значит быть христианином.силуан43

И особенно сейчас, в пост, важно понять, как же именно надо прожить эти дни, чтобы не только названием свидетельствовать о своей верности Христу, но и что-то изменить в своей жизни, приблизиться к Царству Небесному.

Каждый из нас призван быть Христу обру́чником. Апостол Павел в сегодняшнем евангельском чтении сравнивает всех нас с чистой девой, которая обручена Христу (2 Кор. 11, 1-6). Это сильный и глубокий образ!

Евангелист говорит о том, что мы должны благовествовать Царство Божие. Но что это значит? Часто проповедь Евангелия понимается нами, как рассказ о евангельских событиях окружающим нас людям.

Но это не совсем так! Проповедь Евангелия – это свидетельство того, что мир, который живет по своим законам, мир, который погряз во лжи, в суете, в разврате – этот мир не единственное, что может ожидать человека. Что этот мир может быть изменен и преображен силой Бога. И это свидетельство происходит не словами, не силой каких-то красивых грамотных речей, а изменением жизни тех людей, которые доверились Христу.

Не все из нас пришли к Богу с младенческих лет: кто-то в отрочестве, кто-то уже совсем в зрелом возрасте. Многие, будучи крещены в детстве, обрели веру во Христа уже ближе к старости. Этим мы и напоминаем тех, о ком говорится в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 9, 57-62). «Когда они были в пути, некто сказал им: «Господи, я пойду за Тобой, куда бы ты не пошел». Что-то где-то услышав, на что-то надеясь, мы готовы следовать за Богом. Но куда ведёт путь к Богу? Ведь Господь идёт к воскресению через Голгофу.

И когда в нашей жизни наступает Голгофа, приходит то или иное страдание, испытание, остаёмся ли мы с Богом, остаёмся ли мы Ему верны также как и тогда, когда христианство казалось лишь благочестивым и приятным времяпровождением, ни к чему особо не обязывающем, кроме как не есть в какие-то дни колбасу?

Вот что значит быть благовестниками Царства Небесного! «Оставь мертвых погребать своих мертвецов! Благовествуй Царство Небесное! Не прощайся с домашними, потому что никто, возложивший руку на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего».

Конечно, это иносказание. Это призыв к благоразумному фильтру информации.

Давайте посмотрим, что беспокоит наше общество в последние месяцы и дни. Все только и говорят, какого президента избрали в Соединенных Штатах, где голод, где война, где, кто, что и как нарушили, где ещё что произошло…

Мы все время живем жизнями других людей. А наша-то жизнь в каком состоянии?

Смогли ли мы воздержаться от злого слова по отношению к ближним? Смогли ли мы воздержаться от бытовой привычной лжи, когда уже и сами-то не особо замечаем, что что-то сказали не совсем так, как происходит на самом деле? Смогли ли мы удержаться от гнева? Или нам привычнее только удерживаться от колбасы в пост? Смогли ли мы иную какую страсть в себе смирить, успокоить? Вот ведь в чем аскетика! Вот ведь в чем подвиг христианина и, тем более, в пост! Смогли ли мы приблизить себя к тому высокому идеалу, который предписывает нам в Евангелии Христос?

Гораздо проще жить механически! Предписано вот это не есть – о, не будем есть, хорошо! Не предписано – будем есть!
Но ведь Господь совсем к другому призывает своих учеников. Он не сказал: «потому узнают, что вы мои ученики, потому что вы в рождественский пост не едите колбасу!». Нет, Господь сказал по-другому: «Потому узнают, что вы мои ученики, потому что имеете любовь между собой!»

Любовь самоотверженную, любовь, готовую помочь. Любовь, готовую сострадать, прощать какие-то мелочи, ошибки. А то и не мелочи! Готовность не просто жить рядом с человеком, но и понести его трудности. А у каждого из нас есть трудности в характере. У каждого из нас есть тяжелые моменты в жизни, когда хотелось бы, чтобы кто-то помог нам их понести…
Если мы к этому готовы или хотя бы понуждаем себя к этому, или хотя бы признаём, что эта проблема есть в нашей жизни, значит мы действительно начали идти по пути со Христом!

«Когда они были в пути…» Приходя в Церковь, мы часто представляем себе жизнь Церкви Христовой, как нечто такое «благосенноли́ственное», прекрасное, украшенное золотом, где звучит прекрасное пение, приятно пахнет, звучат колокола, произносятся красивые слова…

Но жизнь церковная, жизнь в Боге – это, в первую очередь, труд по преображению себя. Это не возможность отвлечься от повседневной жизни на несколько минут, встать в храме и раствориться в прекрасных звуках. Немножечко растворить внутри себя горечь души. И потом обратно вернуться к прежней жизни.

Господь созывает нас в Церковь, чтобы мы приучались быть иноприродными к этому миру. Мы призваны к Царству Небесному, призваны быть благовестниками этого Царства, как мы слышали сегодня в Евангелии! Это Царство начинается уже здесь и сейчас, когда мы, если даже и не готовы всё время соблюдать все заповеди Христовы, хотя бы осознаём важность этого, и хоть что-то пытаемся в своей жизни сделать.

Лучше попытаться в мелочи удержать себя от зла, чем опустить руки и сказать, что это вообще невозможно…

И вот в Рождественский пост, когда мы особенно пытаемся осознать вместе со всей Церковью, что же нового принесло рождение Христа в этот мир, нам важно уклониться, в первую очередь, от пустой информации. Уклониться от пережёвывания жизни других людей. От сплетней разного уровня — от внешнеполитических, международных, до личных: кто куда поехал, кто с кем встречается, кто кому и что сказал…

Ведь какая нам разница? Нам должно быть важнее, чему мы сами соответствуем или нет! Не сможем мы сказать Христу: «а что такого? Подумаешь, нагрешили! А вон те миллионами воровали, а эти еще хуже!» И Евангелие предостерегает нас от этого.

Информационная тишина – это важнейшее условие любого поста, да и не только поста, конечно! Но о посте мы говорим особо, потому что человеку трудно постоянно держаться на высоком духовном уровне. И Церковь предлагает нам периоды в жизни, когда мы можем попрактиковаться в добродетели особо – это и есть пост.

Вот начать практиковаться и надо с информационного поста, чтобы в образовавшейся тишине мы расслышали голос Божий, постоянно звучащий в душе каждого из нас, зовущий нас встать на тот путь, который приведёт к Царству Небесному.
Идя по этому пути, мы и будет верными проповедниками Царства Божьего. Чего и себе, и всем вам желаю, особенно сейчас, в преддверии праздника Входа во Храм Пресвятой Богородицы.

Дай Бог, чтобы каждый наш вход в храм приближал нас к смирению и святости Пречистой Девы Марии, Её же святыми молитвами помилуй нас всех, Господи!

Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code