Последнее обновление: 22 ноября 2017 в 00:11
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в праздник Преображения Господня 19 августа 2016 года

20 августа 2016

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Пока люди светские в миру спорят, что же мы сегодня празднуем — Яблочный Спас или Преображение Господне – мы с вами собрались в храме, чтобы прославить преобразившегося Господа и освятить выращенные нами яблоки нового урожая.Силуан41

Мы сегодня особенно вспоминаем событие из земной жизни Господа, имеющее важное значение для каждого из нас. Это удивительное и преславное, светоносное чудо, которое восперяет наш ум к таинственным и духовным высотам.

Мы слышим из святого Евангелия (а о Преображении нам сообщают и евангелист Матфей, и евангелист Лука, причём несколько по-разному) о том, что апостолы поднялись на гору, и там Господь преобразился пред ними.

Иисус в сиянии славы беседовал с таинственными светоносными святыми, в которых апостолы признали Моисея и Илию. Видимо, это продолжалось какое-то время, потому-что, как мы вчера слышали, апостол Лука честно признался, апостолы в какой-то момент заснули – «сон их отягчил».

Для нас такое отношение к чуду удивительно. Нам кажется, что если бы мы были свидетелями чуда, мы бы точно не спали. Ведь каждый из нас, каждый из живущих на земле людей, так или иначе, жаждет чуда. И вдруг это чудо случается, а человек … спит!

Может в этом причина того, что свет чуда не входит в сердце человека полностью? Может в этом причина того, что чудо не преображает людей сразу. И вообще само по себе чудо не является чем-то таким, что немедленно человека приводит ко спасению.

Ведь смотрите, апостол Петр был свидетелем удивительных событий. Мы не знаем, насколько они были похожи на то, что изображается на иконах, но однозначно это было превосходящее разумение человека чудо! Облако, скрывающее фигуры, свет, таинственная беседа.

И будучи свидетелем этого, он, во-первых, не сразу понял, что произошло. Проснувшись, он восторженно говорит, не вполне понимая, что произносит: «нам хорошо здесь, давайте навсегда здесь и останемся!» Об этом мы говорили вчера вечером.

А во-вторых, спустя некоторое время апостол Петр предает Христа – он отрекается от Него трижды!

Оказывается, чудо-то совсем не является предохранением от отречения от Бога!

Оказывается, что даже если нам будет явлено нечто большее, чем мы сейчас имеем в своей духовной жизни, это не станет залогом нашего спасения и безошибочного остатка нашей жизни, свободного от житейских ошибок, от духовных ошибок, от греха!

Оказывается, всё, что нам нужно для духовной жизни, для спасения, всё у нас уже есть! А мы ждем большего, и надеемся, что вот тогда-то мы действительно что-то начнем… И из года в год мы так ничего и не начинаем…

И вот тот же самый апостол Петр, который пережил и чудо Преображения, и позор отречения, и возвращение в лик апостольский через покаяние, апостол Петр всей жизнью своей нам напоминает, как важно, чтобы мы с вами были проводниками света Божьего.

О свете очень много поется и читается и вчера за богослужением, и сегодня утром. Это праздник света! Два таких светящихся праздника – это Преображение, которое в народе ассоциируется, в основном, с яблоками, а не со светом, и Богоявление Господне, которое тоже ассоциируется только с водой, но не со Светом. Но в текстах богослужений четко прославляется Свет Христов.

Для чего нужен этот Свет? Для того, чтобы наконец-то начать наводить чистоту у себя в душе, начать готовиться к встрече со Христом!

И эта встреча со Христом по мысли святого апостола Петра выражается в том, что мы начинаем внимательнее относиться к своим делам, к своим поступкам, к своим мыслям. Мы не просто радуемся, что в нашей жизни есть добро и красота храма, умилительность богослужения… Мы радуемся тому, что Свет Божий освещает нашу тьму и позволяет нам увидеть очень многое.

Сегодня читался отрывок из Соборного послания апостола Петра. Апостол говорит, что мы должны показать в вере нашей добродетель, в добродетели – рассудительность, в рассудительности – воздержание, в воздержании – терпение, в терпении – благочестие, в благочестии – братолюбие, в братолюбии – любовь! Если в нас это умножается, то мы не остаемся без успеха и плода в познании Господа. А в ком нет этого, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

Как образно апостол описывает нам путь покаяния! То, что появляется в нашей жизни, когда мы впускаем в себя Свет Господень, а не просто следуем обычаям, приличиям, традициям…

Мы с вами помним, как те же фарисеи, скрупулезно следуя этим обычаям, тем не менее, оставались далеки от спасения. И для нас это укор и назидание: как бы нам, тщательно исполняя обряды и предписания православной веры, не оказаться вдалеке от Христа.

«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание. Так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо вам возвестили силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Будем же стараться всегда приводить это на память, ибо Он принял от Бога-Отца славу и честь».

Дальше он вспоминает о том, чему когда-то был свидетелем: «От велелепой славы принесся к нему такой глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Моё благоволение!». И этот глас, принесшийся с Небес, мы слышали, будучи с Ним на Святой горе. И при том мы имеем вернейшее пророческое слово: «И вы хорошо делаете, что обращаетесь к Нему, как к Светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших!»

Удивительно слышать такие духовные и поэтические слова из уст человека, который начинал свой жизненный путь рыбаком. Воистину Дух Святой просветил и освятил всю его жизнь! Несмотря на то, что мимо него, условно говоря, прошло чудо, несмотря на то, что было в его жизни предательство, но покаяние и жажда Света Христова победило всю тьму, все недостатки, все его грехи!

И об этом апостол Петр напоминает и нам с вами. И это надежда для каждого из нас!

Покаемся! Впустим Свет Христов в нашу жизнь, попросим Господа Бога, чтобы Он принял нас такими, какие мы есть, но не остановил нас на этом уровне, а помог взойти на гору Преображения.

Чтобы наше личное преображение, о котором мы постоянно напоминаем друг другу, действительно произошло в нашей жизни.

Чтобы это преображение было не только разовым поворотом к благодати, после которого мы снова возвращаемся в этот мир и живем грехом, не мимолетным сожалением о грехах, а коренным образом меняло наше отношение ко всему. Чтобы всякий раз перед тем, как сделать что-то недоброе, мы останавливались, вспоминая о Христе. Чтобы мысль о Христе постоянно контролировала наши дела, помогала нам выбирать нужные поступки и нужные слова. А в случае греха, чтобы мы не стыдились приносить плод, достойный покаяния.

Вот такой наш путь – одновременно простой, и одновременно очень сложный – путь к Свету, путь к преобразившемуся Господу, путь нашего Преображения!

Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code