Последнее обновление: 22 ноября 2017 в 00:11
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в праздник Богоявления Господня.

19 января 2016

Силуан 2
Дорогие братья и сестры!

Мы привыкли воспринимать сегодняшний день исключительно как праздник воды, — вчера и сегодня мы освящаем воду, раздаём её, особо смелые купаются в ней. Мы слышим тексты о животворящей и губительной силе воды. Слышим, как Христос — источник воды живой — преображает мертвую пустыню безбожия в оазис веры. Слышим о гибели в воде войска фараона и о нашей смерти для греха в воде крещения.

Но в богослужебных книгах мы не встретим какого-то особого водяного названия для этих дней. Там иное название – «праздник светов», т.е. множества света, Богоявление, Крещение Господне. И святой Предтеча прямо говорит: Христос приходит крестить нас Духом Святым и огнем (Мф. 3,11).

И это не парадокс, не противоречие, а раскрытие глубинного смысла происходящего.

Огонь — это вошедшая в мир с рождением Христа благодать Божия. Невидимая, но изменяющая и ход истории, и судьбу каждого из нас.

В сегодняшнем апостольском чтении небесный покровитель нашего храма — святой апостол Павел говорит о благодати так: «Благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке».Богоявление1

В знак этой огненосной благодати Божией в древности на Руси, до XVII века святая вода освящалась погружением не только креста, но и зажженных свечей.

«Надлежит нам исполнить всякую правду» — говорит Христос Предтече перед крещением в воде Иордана.

И нам, стоящим у Иордани, у воды святой агиасмы, надлежит задуматься, что значит для нас «исполнить всякую правду».

Слово «правда» мы можем перевести как «праведность». Но в нашей жизни её настолько мало, что святой Павел подчеркивает: Бог «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею (т.е. омовением, купелью) возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3, 5-6).

То есть первый этап исполнения правды, нашей праведности — это вхождение в Церковь Христову, Крещение.

Но только крещения мало.

Вторая ступень праведности — это освобождение от зла. Пророк Исаия призывает нас: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (Ис. 1,16).

Но и этого мало. После отказа от зла требуется обретение добродетелей, которые и являются отличительной чертой христианской жизни.

Сперва необходимо отречение от всякого нечестия и мирских похотей.

Нечестие – это всякая измена Богу. От равнодушного чтения молитв до святочных гаданий и бездумного, немолитвенного алкогольно-ухарского прыганья в освященную воду. От злого слова в адрес другого человека до рассеянного стояния в храме. От предпочтения храмовой молитве мирских развлечений.

Св. Иоанн Златоуст сказал, что «мирское – это все то, что не перейдет с нами в жизнь небесную, а растворится вместе с этим миром». Это все то, что мы стыдимся показать Богу, видящему не только нашу внешнюю жизнь, но и наше сердце.

В конечном счете, мы и приходим к этой удивительной воде для обновления жизни, для получения благодати и силы для этого обновления, для «сре́тения», то есть встречи с Богом, для Богоявления.

Господь Иисус Христос входит в нашу жизнь через Таинство святого Причащения и дает нам силы, чтобы мы жили целомудренно, быть хозяином над всеми своими страстями и инстинктами; для того, чтобы мы жили праведно, отдавая должное как Богу, так и людям; для того, чтобы мы жили благочестиво, относясь к этому миру как к храму Божию.

Мы дождались прихода нашего Царя. Он прошел ту часть пути, которую сами мы никогда не смогли бы пройти. Осталось сделать наши собственные шаги к Царю Царей – Богу по тому пути, о котором говорит святой Предтеча.

Христианин – это человек, всегда готовый к приходу Царя Царей.

Празднуя праздник огня, воды и света, мы чистим и украшаем свою душу, приглашая в нашу жизнь Царя Христа, чтобы Он мог увидеть у нас все ценное и сокровенное. Чтобы все то, что нам дорого — близкие люди, воспоминания, чувства — прошло испытание и могло войти с нами в вечность. Для этого мы оставляем все лишнее в таинстве покаяния и с надеждой приступаем к святой Чаше Причащения и к Иорданской купели.

И мы верим, что наши надежды не посрамятся.

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code