Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Неделю Ваий (Цветоносную) — Вербное воскресенье — 5 апреля 2015 года.

25 апреля 2015

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю всех с окончанием святого и Великого поста.Цветонос

Вчера пост окончился, и теперь начинаются святые дни – предшествующие и последующие празднику Пасхи две недели, когда мы забываем о своих личных нуждах и приносим это время Господу Богу в жертву как то немногое посильное, что мы можем принести.

Мы празднуем сегодня как отроки, как те простодушные жители Иерусалима, которые услышав, что Христос входит в их город, залезали на деревья, обрезали ветви и их постилали под ноги осленка на котором въезжал Господь в Иерусалим. Что можем, то мы и срезаем с дерева своей души и предлагаем жертву Богу. Какие есть у нас способности и таланты, те мы и предлагаем в жертву Господу Богу в надежде на то, что Господь войдет и в наши души так же, как вошел некогда в древний Иерусалим.

Завершая святой пост и вступая в неделю страданий Христовых, для нас очень важно напомнить себе Кого мы ждем, Кто входит в нашу жизнь, Кому мы покланяемся, у Кого мы просим помощи и Кому направляем свои молитвы. Этот вопрос не такой уж простой и не такой праздный, как может показаться. Конечно, мы все христиане, конечно мы все научены в основах законов Божьих, знаем основные догматические определения о Господе нашем, Иисусе Христе, знаем и другие церковные установления. Но кого ждет наше сердце?

Вот сегодняшнее Евангелие и помогает нам разобраться в этом. Оно носит характер обличительный, как, собственно, и любое Евангельское чтение. Потому что в нем есть свет, и всякая тьма, которая остается в человеке она съёживается и болеет, от того, что свет попадает на неё. И вот в сегодняшнем Евангелии мы слышим о том, как народ радостно встречает Христа (Ин., 41 зач., XII, 1-18).

Казалось бы, ну замечательно! Люди приветствуют великого праведника, они еще не знали своим человеческим разумом, что сам Бог входит в Иерусалим. Понятно, что если бы они внимательнее относились к Слову Божию, которые слышали в синагогах и Храме, они бы Духом Святым почувствовали, что наступил момент уникальный и удивительный. Люди поступили так, как они привыкли поступать и встречать вообще всякого праведника и всякого уважаемого человека, приходящего в дни Пасхи в Иерусалимский храм. Они кричали «Осанна вышних», то есть «спасение с небес», «благословен идущий во имя Господа Бога». Это обычные приветствия, которые народ использовал для встречи именитых людей, идущих на паломничество в Иерусалим на Пасху. И вот Христа они встречают так.

Почему? Господь дает на это ответ довольно горький: народ, бывший с ним прежде, встретил Его с почетом, потому что слышал, что Иисус сотворил чудо воскрешения Лазаря. Народ услышал о чуде, как об этом прямо говорится в сегодняшнем Евангелии, народ понадеялся, что Иисус может сотворить многое и чудесное в их жизни. И именно поэтому люди встречали Его, как царя.

Но мы с вами помним, что буквально через несколько дней те же самые простые люди, разочаровавшись в Христе, поняв, что Он не будет творить чудеса для каждого из тех, кто Его встречал, что эти чудеса не будут заключаться в потакании воле каждого из этих людей, тогда эти люди от всей души будут кричать «распни Его» и требовать убийства Того, Кому сейчас так же простодушно, не лицемерно кричали «осанна».

Это та самая простота, которая гораздо хуже воровства.

Нам иногда кажется, что все, что идет от простоты сердца, оно тем самым уже истинно и благословенно Богом. Но вот мы слышим с вами в Евангелии – от простоты сердца люди кричали «осанна», от простоты сердца те же люди будут кричать «распни». К сердцу обязательно нужно подключать голову. Обязательно надо с разумом подходить ко всему, что приходит в нашу жизнь. С разумом и с молитвой. И тогда Господь поможет нам избежать того удивительного погибельного преображения, которое испытали жители Иерусалима две тысячи лет назад.

Они думали, что сейчас войдет Христос, и не только исцелит их от всех болезней, но и даст им политическую стабильность, даст им хороший уровень жизни, все у них будет замечательно. Но когда они поняли, что обманулись в своих земных надеждах, Христос им оказался не нужен.

Именно это Евангельское чтение предлагается нам сейчас, перед входом в неделю страданий Христовых. Мы не с первого дня будем говорить о страданиях, но неделя уже с понедельника будет страстной, потому что в ней говорится о том, как Господь скорбит о погибели человеческого рода. О том, как Бог сожалеет, что мы не жалеем себя, как Бог сожалеет о том, что мы живем больше для греха и для удовлетворения собственных потребностей, в том числе и тех, которые мы полагаем духовными, нежели ради Бога. Нам предлагается подумать.

Верующие люди знают, как близок Господь и как Он помогает нам. И мы от всего сердца поём сегодня Христу «осанну». Но остались ли бы мы со Христом, если бы Господь не делал в нашей жизни то, на что мы надеемся? Мы желаем исцеления от болезней, например, но не всегда его получаем. Достает ли у нас мужества, не получая просимого, оставаться верными Богу и не обращаться к «альтернативным целителям» или проще – к ведьмам и колдунам? Достает ли у нас мужества и совести, не получая то, о чем мы просим Господа Бога, оставаться христианами не только по названию, но и, что самое главное, по делу? Или мы только можем бесконечно просить Господа Бога: «Господи сделай нас добродетельными, Господи сделай нас хорошими!» Но что мы сами-то делаем в соработничестве с Богом, чтобы быть добродетельными? Как правило, ничего.

Вся история Нового Завета — это история людей, решившихся на поступок, решившихся на преображение своей души. Не ласкающих свою душу красивыми словами и приятным времяпровождением в храме Божьем, а решающимися подчас на очень жесткие поступки, ломающие их привычный образ жизни. В каком-то смысле слова всякий, принимающий крещение, ломает свой образ жизни, ломает во имя Господа нашего, Иисуса Христа.

Ради чего мы это делаем? Вот этот вопрос и Евангелие задает нам сейчас, перед тем как мы войдем в неделю страданий Христовых.

Ради чего мы постились, ради чего мы молимся, ради чего мы призываем имя Господне, ради чего мы сегодня, подобно жителям древнего Иерусалима, с ветвями пришли в храм встречать Христа, и кричать ему «осанна в вышних»?

Если только для того, чтобы Господь выполнил то, о чем мы его денно и нощно просим, то грош цена нашей вере.

Если мы видим в Боге лишь Того, кто должен дать нам какие-то блага в этой жизни, то грош цена нашей вере.

И то, что мы кричим сегодня «осанна» – это то же самое состояние души, которое было у евреев две тысячи лет назад в Иерусалиме. То же простодушие, та же вера, та же надежда на то, что вот сейчас все и в государстве, и в нашей жизни изменится. Но не меняется. Потому что не того изменения ждет от нас Господь.

«А какого?» — спросите вы. «Неужели мы просим чего-то плохого? Неужели наши надежды плохи?» Нет, конечно. Мы – граждане своего земного Отечества и желаем своей стране самого наилучшего. И своим близким, и себе тоже. Вот только Господь ждет от нас другого и предлагает нам не политическое благополучие, не земное благополучие, потому что все мы в свое время уйдем из этой жизни.

Но чего же тогда? И вот ответом на этот вопрос является сегодняшнее апостольское чтение (Флп., 247 зач., IV, 4-9): «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. … что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте», — говорит апостол Павел, — «то исполняйте, и Бог мира будет с вами».

Вот что предлагает Святая Церковь сегодня. Господь ждет, что мы будем искать в этой жизни Его самого, а не те блага, которые Он может нам дать. Надо нам в первую очередь заботится о том, чтобы Бог мира был с нами, и хранить эту радость духовную. Думать о том, как и чем можем мы преобразить свою жизнь ради Бога, чем мы ее можем очистить, чтобы Господь вошел в нашу жизнь. Чтобы мы не отверглись от Бога, и не кричали своими делами «распни», тогда, когда что-то не удается у нас. Чтобы не распинали своим ропотом и унынием, и не были с распинателями, когда в жизнь нашу входит болезнь, нищета, горе, печаль.

Вот если на первое место поставим Господа Бога, то все остальное начнет выстраиваться в нужном порядке, действительно начнет приносить нам спасение.

Потому что ничего нет плохого ни в радости, ни в достатке, ни в семейном благополучии, ни в благоденствии государства. Плохо лишь то, что мы ради всего этого забываем о радости быть с Богом, не ищем Господа Бога всем сердцем, всей своей душей и помышлениями в этой жизни.

А вот если ищем Бога, соотносим свои поступки с Его заповедями, то и все остальное становится на свои места и приносит пользу.

Помолимся же о том, чтобы Господь всем нам во Причащение Святых и Животворящих Тайн даровал мужество во всех обстоятельствах жизни прославлять Господа Бога, всегда восклицать «осанна в вышних!» И дай Бог всем нам благословенной жизни, здравия, благополучия на долгие годы.

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code