Последнее обновление: 1 декабря 2017 в 07:01
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в Неделю Страшного Суда, 19 февраля 2017 года

20 февраля 2017

Дорогие отцы, братия и сестры!

 

Мы приближаемся к посту, к периоду воздержания. У каждого из нас свои надежды на этот пост. Кто-то, например, надеется похудеть в эти дни. А некоторые считают, что жировая прослойка помогает человеку быть терпимее, устойчивее к боли, к ударам. Сложно сказать. Скорее, нет.

Но очевидно, что в сознании очень многих людей присутствует такой «жирок», который помогает не так сильно страдать при встрече с реальностью.

Люди создают этот защитный слой из слов, книг и привычек, чтобы не унывать от одиночества, или наоборот, чтобы не впадать в отчаяние, оставаясь один на один с самим собой.

Даже в церковной жизни есть такая «прослойка» – это средневековый взгляд на мир, требующий особого и специального, сакрального пространства, одежды, языка, поведения.

В этом нет ничего плохого, кроме того, что иногда люди пленяются красотой внешних форм и забывают, зачем, собственно, нужны эти формы, в чём суть того, что за ними скрывается.

Красота Евангельского слова, особенно громогласно прочитанного отцом диаконом по-церковнославянски – это тоже защитный слой, препятствующий нам немедленно впасть в отчаяние от того, насколько далеко мы от соблюдения Христовых заповедей и тех высоких идеалов, о которых уже два тысячелетия говорит Святая Христова Церковь.

И одно дело, если нас это уязвляет, ужасает, если мы понимаем, что это наша личная проблема, личная боль, что евангельское слово проходит мимо нас. А другое – если мы в беспредельной наивности считаем себя вправе построить Царство Божие на земле не за счёт исправления своей жизни, а за счёт её украшения по образцам семнадцатого, восемнадцатого, девятого, первого века. Мы живем здесь и сейчас, а не в ушедших временах. И здесь и сейчас Господь Иисус обращает к нам своё слово и ждёт от нас отклика. Как мы поняли Евангелие и поняли ли мы его вообще?

Вот, например, сегодня апостол Павел рассуждает о недопустимости вкушения идоложертвенного (1 Кор. 8,8 — 9,2). В Древнем мире, в Средневековье люди считали, как и мы сегодня, что весь воздух населён добрыми и злыми духами. И вкушая пищу, на которой сидит злой дух, человек может оскверниться и заболеть. Поэтому всю пищу на рынках окропляли кровью от жертвы «добрым богам». Таким образом, вся пища того времени так или иначе была посвящена «добрым богам», (как сегодня почти всё содержит ГМО). И вот христианин, зная, что все идолы мира ничего не значат, и что всё на рынке посвящено богам, тем не менее должен был отказаться есть то, что при нем особо назвали идоложертвенным. Казалось бы, смешно. Ведь и так всё понятно. Но подыгрывать язычникам значит вводить немощных в вере христиан, недавно принявших крещение, в соблазн.

Вкратце можно выразить мысли апостола Павла в таких вопросах: какова мера влияния христианина на общество? Какова мера допустимого взаимопроникновения жизни людей верующих и неверующих? До какой границы мы вправе дойти, чтобы и не потерять себя, и явить своё апостольство, как призвание каждого из нас, своё свидетельство о Христе внешнему миру?

Сегодня, по давнему обычаю, мы тоже крестим, освящаем свою еду и читаем молитвы до и после приёма пищи. Но достаточно ли этого, чтобы не оскверниться от сатаны? Очевидно, нет. Потому что молимся мы каждый день, но впадаем в искушения и соблазны, болеем, грешим. Поэтому нам, в отличие от людей Средневековья, полезнее помнить, что злой дух сидит не столько на пище, сколько в нас самих, отвращающихся от исполнения заповедей Христовых.

Убийца, прелюбодей, грабитель, человеконенавистник, хам, разрушитель, насильник – это не тот, кто ест или не ест мясо в пост, а тот, кто не изгоняет сидящее в сердце зло.

А изгоняется оно не диетой, а изменением взгляда на жизнь. Если хотим быть Христовыми не только по названию, то постепенно должны перестать видеть себя и только себя мерилом всех вещей. Научиться понимать нужды людей вокруг нас. Учиться жить просто и с умом.

Христианин не должен напоминать пионера советской эпохи, который назойливо предлагает всем свою помощь, даже если она никому не нужна, потому что это надо для отчета, «для галочки».

Христианин должен уметь видеть. Он должен реагировать с рассуждением и любовью на те ситуации, в которые нас ставит Господь. И об этих ситуациях и говорится в сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 25, 32-46). Вокруг нашего прихода нет людей, которым негде жить, которые изнемогают от голода, ходят нагими или нуждаются в посещении в тюрьме. Но это не значит, что нам нечего делать.

Господь сводит нас с голодными добрым настроением, бодростью духа. Послушают новости, посмотрят телевизор и впадают в уныние. И христиане должны вернуть людям оптимизм, доброе общение.

Господь знакомит нас с сидящими в темнице мизантропии и недоверия людям и Промыслу Божиему, чтобы мы тоже их утешили и напомнили, что в жизни каждого из нас так или иначе осуществляется промысл Божий о нашем спасении. И никто из нас не последний человек в глазах Божиих, все мы – первые, и о каждом из нас Господь печётся.

Господь подталкивает к нам и нагих, которые нуждаются не в платьях и штанах, а в одежде любви и знания о Боге. Большинство из нас хорошо одеты, но души наши нагие. Мало любви.

И в виде каждого из этих людей Христос приходит к нам и укоряет, если мы не узнаем Его в них. Об этом евангельское чтение.

Эти ситуации не просто треплют нашу совесть. Они нужны ради формирования у нас тех или иных качеств, необходимых для вечности.

Необходимых для доброго ответа на Страшном, внушающем трепет, Суде, о котором мы сегодня особо вспоминаем.

Необходимых для вечной жизни со Христом.

Аминь.

Оставить свой комментарий

*

code