Последнее обновление: 20 ноября 2017 в 20:42
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в неделю о самаряныне 29 мая 2016 года.

30 мая 2016

Дорогие братья и сестры!

Был полдень.

Иудейский день начинался в 6 часов и шестой час у иудеев – это двенадцать часов дня, полдень – то есть самая жара. Иисус устал с дороги и хотел пить. Ученики Его прошли вперед купить еды в самарянском городе. С ними, должно быть, уже произошли какие-то изменения: до знакомства с Иисусом им, вероятнее всего, и в голову не пришло бы покупать еду в самарянском городе. В их сознании мало-помалу, может быть даже неосознанно, рушились барьеры.Пасха 2016-24

Колодец был глубиной более 30 метров. Это не родниковый колодец – вода в него просачивается из земли; очевидно, что без веревки из него нельзя зачерпнуть воды.
Пока Иисус сидел так, к колодцу подошла самарянка. Ее считали столь безнравственной, что женщины прогоняли ее от деревенского колодца и она вынуждена была ходить за водой сюда. Иисус попросил у нее напиться; она с удивлением обернулась. «Я самарянка, а Ты иудей, – сказала она, – как же Ты можешь просить у меня напиться?»
Самарянка встречает Иисуса сарказмом.
Она в ужасе убежала бы от обычного религиозного фанатика или ортодоксального религиозного руководителя. Если бы даже он заговорил с ней, что крайне маловероятно, она встретила бы его враждебным молчанием. Но говорить с Иисусом показалось ей самым обычным делом. Он не осуждал, а понимал.

Иудеи часто говорили о том, что душа испытывает жажду к Богу и об утолении этой жажды живой водой. В Откровении это обещание звучит так: «жаждущему дам даром от источника воды живой» (Отк. 21,6).

Иногда раввины отождествляли живую воду с мудростью закона; иногда даже со Святым Духом Божиим. Весь образный религиозный язык иудеев был полон этой идеи жажды души, которая может быть утолена лишь живой водой, которая есть дар Божий. Эти утоляющие всякую жажду источники были у Бога и только у Него. «У Тебя источник жизни» (Пс. 35,10). Река жизни должна течь от самого престола Бога (Отк. 22,1). Это Господь источник воды живой (Иер. 17,13).

Многие люди обижены на Бога, но Иисус не отвечает на эти обиды, не собирается в одно мгновение уничтожить несправедливость этого мира, а предлагает то, что уведет несправедливость на второй план. Живую воду.

Самарянка насмешливо просила Иисуса дать ей живой воды, чтобы ей не хотелось больше пить и не нужно было ходить каждый день за водой к колодцу.

Религия привлекает многих, желающих облегчить жизнь с её помощью.

Но Иисус внезапно и резко образумил ее. «Пойди, – сказал Он, – позови мужа твоего и приди сюда». Женщина застыла, как будто ее охватила внезапная боль; она отскочила, как будто ее чем-то стукнули: она вдруг увидела себя.
Она вдруг была вынуждена посмотреть на себя и увидела распущенность, безнравственность и несостоятельность своей жизни.

Человек не видит себя, пока он не увидит себя в присутствии Христа, и тогда он ужасается от одного вида своего. Это можно выразить и иначе – христианство приходит с осознанием греха. Все начинается с внезапного понимания, что дальше так жить нельзя. Мы просыпаемся сами и в нас просыпается потребность в Боге.

Христос зовёт людей с неидеальным прошлым. Но Он не говорит: “приходи, когда приведёшь в порядок свою жизнь”, а даёт Дар, который и позволяет измениться.

Самарянка была поражена и удивлена способностью Христа видеть суть. Одна маленькая девочка, прослушав проповедь известного священника, спросила: «Мама, откуда он знает, что делается у нас дома?»

От пристального взгляда Иисуса не спасут никакие покровы и маскировки: Он может видеть в глубинах человеческого сердца. Но Он видит там не только плохое, Он видит в сердце каждого человека и дремлющего героя. Он как хирург видит не только больной орган, но и здоровье, которое обретет человек после того, как злокачественная опухоль будет удалена.

Иисус начал с того, что открыл этой женщине ее грешную жизнь, а потом сказал ей о подлинном почитании Бога, через которое наши души могут встречаться с Ним.

А её вопрос о месте поклонения Богу был типичным отвлекающим маневром. Когда люди встречаются с тем, что начинают обсуждать их жизнь, они обычно пытаются переменить тему, вспоминая старые религиозные дрязги, только чтобы избежать необходимости принятия решения.

Распространяя веру среди других людей, самарянка и сама обрела твёрдую веру.

Неудивительно, что ученики были изумлены и смущены, вернувшись после заготовки провизии в городе Сихарь и увидев Иисуса, разговаривающим с самарянкой. Мы уже рассмотрели отношение иудеев к женщинам.

У раввинов было правило: «Не разговаривать на улице с женщиной, даже с собственной женой». Раввины настолько презирали женщин и считали их столь неспособными усвоить какое-либо настоящее учение, что они говорили: «Лучше сжечь слова закона, чем отдать их женщине». У них даже была пословица: «Всякий раз, разговаривая с женщиной, мужчина причиняет себе зло, отступает от закона и, в конечном счете, наследует геенну». В представлении раввинов Иисус едва ли мог сделать что-нибудь более потрясающее и необычное, чем говорить с этой женщиной. И здесь Иисус – сокрушающий барьеры.

Но как бы ни были ошарашены ученики, им и в голову не пришло спросить женщину, что ей нужно, или Иисуса – почему Он разговаривает с ней. Человек делает большой шаг в своем ученичестве, когда он осознает: «Не мне задавать вопросы относительно действий и требований Иисуса. Мои предубеждения и мои привычки не идут с ними ни в какое сравнение».

Наш христианский опыт часто может начаться с приступа – отвращения к себе. Человек обычно в последнюю очередь смотрит на себя, но Христос начинает именно с того, что заставляет человека увидеть себя – т.е. сделать то, от чего он отказывался всю свою жизнь.

Христианская жизнь основана на двух столпах: на открытии и на общении. Открытие не будет полным до тех пор, пока наше сердце не наполнит желание поделиться им с другими; а говорить с другими о Христе мы можем лишь тогда, когда откроем Его для себя. Сперва открыть для себя, потом рассказать другим – вот два великих этапа христианской жизни.

К этому времени ученики вернулись с едой и пригласили Иисуса подкрепиться. Он был очень усталым и измученным, когда они уходили, а теперь они были озадачены тем, что Он, казалось, не хотел съесть ничего из принесенного ими.
Иисус отвечал ученикам, что у Него есть пища, о которой они не знают ничего. По простоте своей ученики спрашивали, не принес ли Ему кто-нибудь поесть? Тогда Иисус сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

  1. Исполнение воли Божией – единственный путь к миру. У нас не может быть мира и покоя, когда мы находимся в разладе с Царем вселенной.
    2. Исполнение воли Божией – единственный путь к счастью. Мы никогда не обретем счастья, если противопоставим свое человеческое невежество мудрости Божией.
    3. Исполнение воли Божией – единственная возможность обрести силу.

Происшедшее в Самарии дало Иисусу повод сказать, что пора собирать урожай для Бога. Иисус определенно указывает на то, что с Его приходом и наступает золотой век; наступает время Божие, когда слово сказано, семя посеяно, и жатва уже поспела.

Таким образом, ни одно слово и любая работа ради Христа не пропадают. Если мы не сможем увидеть плодов нашей работы, то другие смогут. Христианам никогда нельзя отчаиваться.

Павел сказал: «Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10,14). Слово Божие должно быть передано от человека к человеку. Бог не может передать Свою весть тем, кто никогда не слышал ее, если нет никого, кто мог бы передать ее.

На нас лежит огромная ответственность и одновременно нам дана величайшая привилегия – приводить людей ко Христу. Знакомство это может состояться только через человека, который познакомит нас с Ним.

Это знакомство основано на силе личного свидетельства. Самарянка звала: «Пойдите, посмотрите, что Он сделал со мной и для меня». Она знакомила своих соседей не с теорией, а с чудесной и все изменяющей силой, передавая свои ощущения и свой опыт другим.

Человека надо познакомить с Христом, но он сам должен жить в Его присутствии.

Самаряне увидели в Христе Спасителя мира. В Ветхом Завете Бога часто называют Богом Спасения, Спасителем, спасающим Богом. Этот титул носили и многие греческие боги. В эпоху, когда Иоанн писал Евангелие, титул Спаситель Мира был дан римскому императору. Евангелист Иоанн как бы говорит: «Все, о чем вы мечтали, осуществилось в Иисусе».

Иисус действительно Спаситель. Он освободил людей из ужасного и безнадежного состояния, в котором они оказались. Он разорвал цепи, связывающие их с прошлым и придал им силы смотреть в будущее.

Самарянка действительно представляет собой великий пример Его спасительной силы. Город, в котором она жила, заклеймил ее, и она постепенно согласилась бы с тем, что приличный образ жизни не для нее. Но пришел Иисус и спас ее; Он дал ей способность порвать с прошлым и открыл перед ней новое будущее. Он – Спаситель Мира.

Аминь!

Оставить свой комментарий

*

code