Последнее обновление: 22 сентября 2017 в 20:50
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов) Проповедь на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о слепом, 5 июня 2016 года

6 июня 2016

Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры!

С годами мы по-другому начинаем относиться к собственному здоровью. Тело потихонечку отказывается от нас, становится всё более и более недовольно нами. Отказывают глаза, руки, ноги, и мы привычно говорим: «Ну да, по грехам нашим приемлем, конечно, ну что же, жизнь ведём совсем не такую, какую надо бы вести христианину».силуан42

Приблизительно также рассуждали и апостолы Христовы, как мы сегодня слышали в Святом Евангелии. Они спрашивают: «Почему этот слепой от рождения человек – слепой? Почему он вообще родился слепым? Это по чьим грехам? Он уже родился слепым. Может он согрешил во утробе матери?» А надо отметить, что среди иудеев того времени бытовало мнение, что можно даже во утробе матери согрешить. «Или это согрешили его родители? Или еще кто-то как-то согрешил?».

Вроде, всё логично. Мы с вами помним, как Господь, исцеляя расслабленного (мы слышали об этом две недели назад), говорит: «Иди и не греши, чтобы тебе не пострадать и не болеть еще больше!». Сам Господь связывает болезнь со грехом.
Но мы тогда же и отмечали, что болезнь и здоровье – это тайна. Почему одному дается здоровье, а у другого оно отнимается? Почему человек болеет той или иной болезнью? Это всегда тайна!

И сегодня мы слышим, как Господь слегка приоткрывает завесу этой тайны. Он говорит: «Нет! Ни он не согрешил, ни родители его. Но это необходимо для того, чтобы явилась слава Божия на нём».

Мы недоумеваем: как же так? Человеку плохо, он от рождения света Божиего не видит! Где же здесь слава-то Божья?! В чём же здесь радость-то? В чём же здесь благодать, если человек страдает?

Но как мы видим из последующих событий, о которых мы узнаём из Евангелия, что слава Божия проявляется тогда, когда люди, окружающие больного человека, ведут себя как люди.

Когда помогают друг другу нести крест этой жизни без ропота и упреков, тогда является слава Божья.

Слава Божия является и тогда, когда сам больной, сознавая, что даже если он и не заслужил в той ли мере иной мере свою болезнь, несет её тоже без ропота и старается не отягчать жизнь тем людям, которые живут вокруг него.

Болезни могут быть разные. Может быть зрение плохое. Могут быть страшные вещи: паралич, СПИД или беда нашего времени – рак. В любой момент каждый из нас может быть поражен любой болезнью, и уйти из этой жизни.

Но почему-то наша жизнь ценна в глазах Божьих. Почему-то нам необходимо прожить именно ту жизнь, которая дана нам. Не какую-то другую, не идеальную, не свободную от страданий и болезней, а вот именно эту. И более того, для чего-то надо, чтобы она закончилась не тогда, когда нам хочется (и именно поэтому Церковь не согласна с ужасным выбором самоубийц), а тогда, когда Господь её возьмёт от нас исправленной нашим отношением к болезни, к страданию, ко всему тому, что приходит в нашу жизнь.

Христос рядом, жив и близок.

Вот обратите внимание: Христос исцеляет больного бре́нием. То есть Он просто плюнул на землю, смешал с грязью свою слюну и помазал глаза слепому. Потом говорит: «Иди, умойся в купели Силоам!».

Мы можем удивиться, и до сих пор атеисты возмущаются и говорят: «Что за ужас такой! Что за лечение такое варварское?! Какое неуважение к правам человека!», и так далее.

А на самом-то деле всё очень просто: в эпоху Господа нашего Иисуса Христа человеческой слюне придавалось большое целебное значение. И Христос просто следует стереотипам своего времени, использует то лекарственное средство, которое от Него ожидали и сам больной, и окружающие его люди.

Это не значит, что нам надо до сих пор лечить глаза слюной. И Сам Христос сегодня предложил бы нам какое-нибудь другое лекарство, соответствующее медицине нашего времени. Господь во все времена для того, чтобы нам помочь, пользуется привычными, современными нам средствами.

А отсюда и важный вывод. Для того, чтобы нам жить по-христиански, нет никакой нужды имитировать жизнь XVII или XIX века, или возрождать какую-то особенную византийскую или древнерусскую жизнь по замшелому Домострою с кокошниками, рубахами и поркой домашних. Нет нужды и, как предлагают протестанты, «вернуться в первые века христианства».

Здесь, сегодня и сейчас рядом с нами Господь, и Он может всегда помочь нам, исцеляя нас от того, от чего необходимо нас исцелить. Ведь много больных было вокруг Него, но исцеление получили не все. А тем более не обо всех сказано в Священном Писании так подробно, как об этом больном.

Купель «Силоам», в которой слепорожденный был послан умыть свои глаза («силоам» и переводится как посланный), наполнялся специально прорубленный в скале туннель, который соединял горный источник воды с Иерусалимом. Поэтому там всегда текла свежая вода.

И Господь посылает к свежей, живой воде этого человека, чтобы он омыл свои очи и прозрел. Но не от воды исцеление, и не от слюны с грязью исцеление – а от послушания Господу.

В прошлую неделю мы отметили с вами, что Святая Церковь обозначает пасхальные радостные воскресения, которые должны нас научить правильной христианской жизни, так же как Христос, многократно являясь после Воскресения своим ученикам, их учил, не столько именами людей, о которых мы мало что знаем, сколько жизненными ситуациями. Мы не знаем из Евангелия ни имени слепого (как и расслабленного, как и самарянки), чтобы мы поняли, что то, что предлагает Церковь, не ограничивается временем и пространством.

И нам необходимо всегда смотреть на окружающий нас мир глазами Евангелия и стараться жить в послушании Господу. И если будем смотреть глазами Евангелия на людей, которые вокруг нас страждут и нуждаются, то не будем с вами вести себя как фарисеи.

Да, хоть мы не иудеи, и не пытаемся соблюсти древний Закон, но в чем-то мы иногда очень похожи на тех фарисеев, которые… взбесились, когда увидели, как Христос в субботу исцелил человека! Ну, ты порадуйся! Ведь чудо произошло – слепой от рождения вдруг увидел свет и мир! И не только увидел окружающий мир, но увидел Бога! Обратите внимание, сначала он говорит: «Меня исцелил человек, по имени Иисус». Потом, когда на него иудеи наседают, он говорит: «Это был пророк!». И под конец он исповедует Его Сыном Божьим.

То есть налицо покаяние, обращение этого человека, духовное прозрение – это подлинное чудо.

Но нет, фарисеи не радуются. Закон нарушен, правила не соблюдены, значит милосердие невозможно. Как это напоминает нас с вами в дни поста, например, да и во многих других жизненных ситуациях.

И фарисеев можно оправдать Законом, жестко регламентировавшим поведение в субботу, а чем оправдаться в своей жестокости нам?

К слову о Законе. Как вы знаете, у иудеев в субботу работать нельзя. Нельзя наливать масла в сосуд и, поставив его рядом со светильником, окунать фитиль в масло. Нельзя ходить в субботу в сандалиях с гвоздями, потому что гвозди считались грузом, а в субботу нельзя носить груз. Нельзя в субботу срезать ногти, вырывать хотя бы один волос из головы или из бороды. Запрещалось человеку с зубной болью всасывать уксус сквозь зубы, винный уксус, который в то время считался лекарственным средством. Вправлять кости в субботу было запрещено. Если была у кого-то вывихнута рука или нога, ему нельзя лить холодную воду на них. То есть человек бросался на тяжкие муки и страдания на целый день. И так далее.

Естественно, в глазах фарисеев Христос нарушил субботу, помогая больному. И мы с вами тоже призываемся подчас нарушать приличия этого мира для того, чтобы помогать окружающим нас людям увидеть Христа.

Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Иудеи прогнали слепого из храма, но Господин храма нашел его!».

Но богообщение для человека согрешившего – не только долгожданная радость, но и страх. Ведь всякий раз, когда нас «находит» Господь, когда мы приходим в храм Божий, когда предстаём во время домашней молитвы пред Господом Богом, мы всегда предстаём на Суд Божий.

Но это – непременное условие нашего покаяния.

Древняя народная мудрость говорит: «Как сделать человека счастливым? Надо у него что-то отнять, а потом вернуть, как было!» Только что-то теряя, мы начинаем ценить то, что нам дается. И, к сожалению, это очень часто бывает в нашей жизни. Отнимается у нас зрение, потом мы находим какое-то лекарство и радуемся, как дети, что зрение снова улучшается. Ухудшается работа там печени, почек, рук, ног, лечением возвращается на какое-то время, мы снова радуемся. Здоровье мы начинаем ценить только тогда, когда его теряем.

Слабость может осознать только тот, кто может стать сильным. И осознать может свой грех только тот, кто был прощен Богом. Добродетели мы начинаем ценить только тогда, когда утопаем уже в грехе и чувствуем, что всё наше существо и естество болеет от нашего греховного образа жизни.

Дорогие братья и сестры! Осталось совсем мало пасхальных дней. Вот уже на этой неделе в среду мы празднуем отдание Пасхи. И для нас, как я уже говорил, это время – время особой беседы с Богом. Господь через Евангелие, через храмовые богослужения является нам, как собранным вместе ученикам Христовым, и говорит с нами о тайнах Царства Небесного.

А тайны эти – это не какие-то секретные книги за семью печатями. Тайна очень простая – увидеть в ближнем образ Божий, отнестись к окружающим нас людям не как к посторонним особям, которые коптят эту землю и мешают нам жить хорошо, являются конкурентами, врагами, завистниками.
Увидеть в окружающих нас людях Христа, и постараться отнестись к окружающим так, как мы отнеслись бы к членам своей семьи, которых любим.

Это тяжкая наука. И, боюсь, что каждый из нас, учась всю жизнь, так до конца ею и не овладеет. Но это не значит, что надо опускать руки, потому что Христос воскрес, и нас может воскресить вместе с собою. Лишь бы мы только не желали оставаться слепыми, а хотели бы очами своей души всегда видеть Господа.

Аминь!
Христос воскресе!

Оставить свой комментарий

*

code