Последнее обновление: 22 апреля 2024 в 15:37
Подпишитесь на RSS:

Игумен Силуан (Туманов). Проповедь на Литургии в храме святых Апостолов Петра и Павла 4 декабря 2016 года

8 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня к воскресному дню присоединяется память Введения или Вхождения Пресвятой Богородицы во Храм.Силуан 7

Многие люди входят во храм. И в тот, единственный иерусалимский, и в другие. Это миллионы среди поколений живущих на земле. Но про Богородицу мы вспоминаем особо, потому что её вхождение во Храм отличалось от религиозных подвигов других людей. Её Вхождение во Храм послужило началом нашего спасения.

Войдя во Храм, Она подтвердила готовность стать храмом. Отныне, как свидетельствует апостол Павел, не стены являются носителем святости, вместилищем Бога, а человек сам становится храмом. Может со смирением понести в себе Бога, как понесла Его Пресвятая Владычица наша Богородица, открыв каждому их нас путь ко спасению.

И каждому из нас, думаю, интересно ответить на вопрос, а что же надо сделать нам? Как именно нам самим надо войти в храм Божий, чтобы войти с таким же смирением и святостью, с каким в своё время вошла в него Пресвятая Дева Мария?

И немного помогает понять нам это сегодняшнее евангельское чтение, положенное на это воскресенье. В нём мы слышим о человеке, исторический прототип которого, взятый Господом нашим Иисусом Христом для притчи, наверняка посещал и храм, и синагогу. Но, тем не менее, по сути в Храм он не вошёл.
У него был большой урожай, он решил собрать всё это в особые новые житницы, построить новые амбары, есть, пить и веселиться. Мы слышим в Евангелии, что он был осужден Господом. Но за что? Неужели Господь запрещает нам есть, пить и веселиться?

Конечно же, нет! И по окончанию притчи можно понять, что суть осуждения в ином.

Собирающий только для себя «не в Бога богатеет». Тот человек жил только и исключительно ради удовлетворения своих личных эгоистических потребностей. Он не обращал внимания на нужды людей, живших вокруг него – ему было всё равно. Он даже не пытался понять, может ли он помочь кому-либо из окружающих его людей? Он думал только о том, как ему самому есть, пить и веселиться.

И вот именно это осуждается Господом! Именно это и является препятствием нашего с вами вхождения в храм! Понятно, что мы не становимся христианами только оттого, что автоматически заходим в храм и выходим из него. Этого слишком мало!
Один богослов ХХ века остроумно подметил, что человек, который регулярно входит в храм и думает, что через это он уже стал христианином, напоминает человека, который регулярно заходит в курятник кормить куриц и думает, что из-за этого он уже стал курицей.

Конечно, просто зайти в храм и выйти из него — мало. Зайти в храм, помолиться и выйти из него – тоже мало. Оказывается, необходимо принести плод молитвы. Молитва в храме входит в нашу душу как некое зерно, которое необходимо уже нам поливать, возделывать, с которого необходимо собрать плоды и принести их в смиренный и благодарный дар Господу!

Вот о этих плодах сегодняшнее евангельское чтение. Не еда, не питьё, и не веселье отчуждают нас от Господа, а грех. А грех — это то, что препятствует нам найти Бога в этой жизни. А Бога мы не находим в этой жизни тогда, когда стеной гордыни и эгоизма отгораживаемся от других людей.

«Нас на всех не хватит», — часто говорим мы. В этом есть определенная доля правды. Мы люди слабые и подвержены многим страстям, искушениям. Хотелось бы, конечно, иметь возможность помогать гораздо большему количеству людей.
Но если мы трезво всмотримся в свою жизнь, то увидим, что Господь через разные повороты судьбы постоянно, хоть и тихо говорит с нами, показывает, на кого стоит обратить внимание, кому стоит сказать правильное слово, где необходимо воздержаться от грубого слова и так далее.

Господь постоянно с нами и постоянно помогает нам найти Его. Но мы редко находим в своей жизни Бога, очень редко. Потому что слышим лишь самих себя. Потому что, даже когда мы добродетельны, то ради себя. Богатеем в себя, а не в Бога!
Бывает, что человек добродетельный — это человек, который построил внутри души амбар для своих добродетелей, но не раздаёт их окружающим людям. Это предостережение каждому из нас, особенно в дни Рождественского поста, когда мы с вами пытаемся понять, в чём же истинное воздержание, приводящее нас к Богу.

Один из святых отцов сказал, что если бы человек спасался бы только через пост, то святыми были бы в первую очередь коровы, потому что они едят только траву. Мало внешнего поста, необходимо что-то в себе изменить. А что изменить знает каждый из нас сам. Потому что все наши грехи и недостатки видны каждому из нас.

Кто-то резок на слово, кто-то привык с пренебрежением относиться к другим людям, кто-то привык покрикивать на других, кто-то не обращает внимания на нужды своего храма, своих близких. У каждого свои собственные проблемы.
И мы приходим в храм для того, чтобы Господь выписал рецепт и назначил нам лекарство: что же надо делать после того, как выйдем из храма? Если мы это поймем, то тогда мы действительно «вошли в храм» не только телом, но и душой и духом. Подлинно вошли в храм, чтобы самим стать храмом.

Мы через Крещение уже вошли в ту Церковь, которая сменила ветхий, древний иудейский обрядовый закон. И теперь думаем, как войти тот храм, который приобщает нас к жизни? В храм, который не просто даёт нам возможность убежать на пару часов от повседневной суеты, а помогает нам найти смысл своего собственного существования, помогает нам найти ответы на многие вопросы, тревожащие наши души.

И я искренне желаю всем — и себе, и каждому здесь стоящему, — чтобы по молитвам Пресвятой Богородицы Господь помог нам увидеть, что же надо делать, и дал нам силы изменить то, что нам необходимо менять. А от нас с вами зависит усердие, с которым мы должны двигаться по этому пути.

Аминь!

Оставить свой комментарий

Нажимая на кнопку ниже, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете политику конфиденциальности.